Найти в Дзене
ВТБ Страна

5 портретов кисти Мане: истории в лицах

Оглавление

Эдуард Мане прожил всего 51 год, но успел совершить переворот в живописи (многие с него начинают историю «современного искусства»), поспособствовал рождению импрессионизма и оставил сотни произведений разных жанров. Ко дню рождения художника предлагаем вспомнить несколько портретов его кисти и на их примере понять, что интересовало Мане в искусстве и в жизни, как он создавал свои лучшие полотна и какие неочевидные смыслы передавал через них.

«Портрет Берты Моризо»: любимая коллега

Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо», 1873 год, музей Мармоттан-Моне, Париж © Public Domain
Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо», 1873 год, музей Мармоттан-Моне, Париж © Public Domain

С 1863 года и до самого своего конца Мане был женат на пианистке Сюзанне Леенхофф. Это был счастливый стабильный брак. Сюзанна знала, что ее муж неравнодушен к другим женщинам, и никак не ограничивала его в увлечениях, потому что была уверена: их семью это не разрушит.

Когда Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (это случилось в Лувре), они сразу нашли общий язык: говорили об искусстве, подхватывали идеи друг друга в живописи. А еще Моризо много и долго позировала Мане. Они быстро поняли, что интересны друг другу не только как коллеги. Но Берта была из хорошей семьи, а ее мать настолько заботилась о репутации незамужней дочери, что сопровождала 28-летнюю Берту на сеансы. Пока Мане с горящими глазами вписывал Берту в свою картину «Балкон», мадам Моризо сидела рядом с вязанием.

Романа не случилось, но Эдуард Мане навсегда остался в жизни Берты Моризо: она вышла замуж за его брата Эжена. А в истории искусства остались написанные Эдуардом Мане портреты Берты, хранящие влюбленный и восхищеный взгляд художника на свою модель.

Этот портрет изначально был крупнее. Мане в своей фирменной размашистой, эскизной манере изобразил Берту лежащей на диване. Но потом обрезал холст, сосредоточив внимание зрителей на пронзительном взгляде темных глаз.

«Женщина с попугаем»: любимая модель

Эдуард Мане. «Женщина с попугаем», 1866 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк © Public Domain
Эдуард Мане. «Женщина с попугаем», 1866 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк © Public Domain

Вы точно знаете эту женщину, если хотя бы поверхностно знакомы с творчеством Мане. Это Викторина Мёран, которая позировала художнику для самых знаменитых его полотен: «Завтрак на траве», «Олимпия», «Железная дорога». Мёран и сама неплохо рисовала и даже выставляла некоторые свои работы.

Эта картина написана не только для того, чтобы запечатлеть лицо Викторины. Очевидно, что сама женщина, ее личность и характер, интересуют художника куда меньше, чем пыльно-розовый оттенок ее шелкового халата, который он стремится передать максимально точно.

Но все же, кроме розового шелка, тут есть еще кое-что. Зачем эти детали? Во-первых, Мане занят своим любимым делом — ведет диалог с другими художниками, подмигивает им: очищенный апельсин мгновенно вызывает в памяти голландские натюрморты 17 века, а попугай — написанную всего несколько месяцев назад картину Гюстава Курбе «Женщина с попугаем». У Курбе героиня изображена совсем без одежды, но выглядит при этом не Венерой, чья нагота никого не смущает, а обычной современной женщиной. Тело Викторины Мёран скрыто почти полностью, но носок туфельки оставляет простор для фантазии.

А еще исследователи попытались посмотреть на все изображенные на картине детали как на одно высказывание и пришли к выводу, что эта картина — аллегория пяти чувств: фиалки — обоняние; висящий на груди монокль — зрение; пальцы, которыми Викторина притрагивается к моноклю и цветам, — осязание; апельсин — вкус, а попугай — слух.

«Портрет Эмиля Золя»: писатель и каталог его интересов

Эдуард Мане. «Портрет Эмиля Золя», 1868 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain
Эдуард Мане. «Портрет Эмиля Золя», 1868 год, Музей Орсе, Париж © Public Domain

Обычно, создавая портреты, Мане не вдается в детали. Ему важнее схватить характерный жест или позу человека, которые позволят узнать его даже на картине, написанной быстрыми размашистыми мазками. Сам Мане не причислял себя к импрессионистам, но в отношении его портретной живописи иногда используют определение «импрессионизм жеста».

Но здесь Мане вместо того, чтобы ловить мгновение, тщательно перечисляет мелочи, которые позволят многое узнать о вкусах Золя, его работе и даже о его отношении к автору портрета.

На стене, рядом с японской гравюрой и гравюрой с картины Веласкеса «Триумф Вакха», висит репродукция «Олимпии» Мане — картины, которая вызвала скандал и негодование критики. Мане предложил Золя написать портрет в знак благодарности за то, что писатель высоко оценил его картины и опубликовал несколько статей в их поддержку. Брошюра Золя «Новый путь живописи: Эдуард Мане» присутствует на столе. А в руках писатель держит книгу об истории живописи: доходчивый намек на то, что новаторские полотна Мане оценил не кто-нибудь, а человек, хорошо разбирающийся в искусстве.

«Мэри Лоран с моськой»: отрада последних дней

Эдуард Мане. «Портрет Мэри Лоран с моськой», 1882 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва © Public Domain
Эдуард Мане. «Портрет Мэри Лоран с моськой», 1882 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва © Public Domain

Одетта де Креси, знаменитая красавица свободных нравов из цикла Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», в книге сравнивается с белокурой Сепфорой — женой пророка Моисея с фрески Боттичелли из Сикстинской капеллы. А еще она наверняка была похожа на женщину с этого портрета.

Мэри Лоран, которую называют одним из прототипов Одетты, держала в Париже собственный салон, где собирались известные художники и писатели, включая Пруста. Некоторое время она работала актрисой, но главным источником ее дохода было благожелательное отношение к мужчинам, желающим получить ее внимание в обмен на деньги и подарки. Она не имела привычки обременять себя какими бы то ни было обязательствами, так что легко могла водить близкую дружбу одновременно с несколькими мужчинами. В случае с Мане так и вышло: Мэри содержал богатый, но немолодой дантист, но это не помешало ей поближе познакомиться с художником.

Для Мане, который все еще был женат на Сюзанне и, по старой договоренности, после любого приключения обязательно возвращался домой, Мэри Лоран стала последним увлечением. Они познакомились в 1876, когда Мане устроил выставку прямо в своей мастерской, а она пришла и привлекла внимание своим восторженным комментарием в адрес его картины «Стирка». Нет-нет, это не была откровенная лесть: Мане прятался за занавеской и буквально подслушивал, что говорит о его произведениях публика.

Мэри станет постоянной гостьей в мастерской Мане, который будет часами любоваться ею и делать наброски пастелью. На этом портрете из коллекции Пушкинского музея все изображено тоже с помощью пастели: и блеск атласа, и солнечные блики на волосах Мэри, и непослушная шерсть непоседливой собачки.

Похоже, их связывало не только и не столько физическое притяжение, сколько по-настоящему нежные чувства. Когда в последний год жизни Мане уже не сможет ходить, Мэри каждый день будет посылать ему букеты: вдруг какой-то из них вдохновит его? Мане до последнего дня не утрачивал интерес к живописи и переключился на натюрморты, которые можно было писать лежа.

После Мане у Мэри было множество других романов, но она никогда не забывала о художнике. И каждую весну приносила на могилу Мане первую сирень, которую он очень любил.

«Весна. Жанна»: современная женщина во всей красе

Эдуард Мане. «Весна. Жанна», 1881 год, Музей Гетти, Лос-Анджелес © Public Domain
Эдуард Мане. «Весна. Жанна», 1881 год, Музей Гетти, Лос-Анджелес © Public Domain

Французский журналист, искусствовед, министр изящных искусств Антонен Пруст предложил Эдуарду Мане блестящую идею: создать цикл картин, на которых известные парижанки будут изображать разные сезоны. То есть взять форму аллегории времен года, используемую художниками уже не одно столетие, и наполнить ее новым содержанием — показать ярких и свободных современных француженок, запечатлеть каноны красоты конца 19 века и модные тенденции, которым следуют парижанки.

К сожалению, Мане успел написать только два портрета этой серии. Олицетворением осени стала уже знакомая нам Мэри Лоран, а в весну перевоплотилась актриса Жанна Демарси.

Мане сам прошелся по парижским магазинам и ателье, чтобы одеть Жанну по последней моде. Выбрал платье с мелкими нежными цветами, длинные замшевые перчатки и шляпку, украшенную розами и маргаритками. Но не только наряд создает весеннее настроение. Весна — в каждом сантиметре картины. В легком ветерке, трогающем кружевную оборку зонтика и ветви рододендронов, на фоне которых стоит актриса. В нежном румянце на ее щеках. В солнце, от которого она прячет свое белоснежное лицо.

Долгие годы официальное жюри Салона, самой престижной французской выставки, отвергало произведения Мане, а критика и публика подвергали их жесточайшему осуждению и насмешкам, не понимая и не принимая нового подхода Мане к живописи. Но «Весна» в 1882 году была выставлена в Салоне — и стала триумфом Мане. К сожалению, последним: в 1883 году художник скончался.

В 2014 году на аукционе Christie’s «Весна» была продана за 65 миллионов долларов и стала самым дорогим произведением Мане из тех, что когда-либо выставлялись на торги.

Эдуард Мане создал довольно много портретов. Некоторые из них можно увидеть в России. Кроме пастельного изображения Мэри Лоран, в собрании Пушкинского музея находятся исполненные маслом портреты знаменитой испанской балерины Розиты Маури и уже упоминавшегося Антонена Пруста. А в коллекции Эрмитажа есть виртуозный рисунок Мане — «Портрет мадам Жюль Гийме». Банк ВТБ давно сотрудничает с этими музеями, поддерживая их развитие и помогая в организации крупных выставок.