Путь Императора и его окружения перед трагичными событиями 1918 года
2012 год, рабочий поселок Любинский, Омской области. Сибирь. Находится поселок в 60 км от райцентра, живописные места на левом, заливном берегу реки Иртыш. Большой культурный и производственный центр.
В самом сердце поселка, напротив ж/д станции, чиновникам, священнослужителям и местным жителям презентуют Часовню страстотерпца Императора России Николая II.
Место выбрали неспроста, ведь станция Любинская - формально последняя остановка в пути следования Императора при его этапировании из Тобольска, где он, его семья, и ближайшее окружение, находились после событий октября 1917 года.
28 апреля 1918 года при перевозе царских узников из Тобольска в Екатеринбургское заключение, маршрут следования был изменён, состав повернул на Омск. Поезд в котором находились император Николай II, его супруга Александра Федоровна и дочь Мария Николаевна, остановился на станции Любинская. Комиссар Яковлев, сопровождающий, уехал в Омск. Независимо от мотивов Яковлева, о которых спорят историки, судьба Николая могла была быть не столь трагична, если бы семья въехала в город Омск, который уже через полгода стал столицей Сибири.
Сам поворот маршрута, был не запланирован большевиками от слова совсем, об этом и поговорим подробнее.
1918 год. Новое правительство страны принимает решение о перевозке арестованного, и пребывающего в Тобольске Императора в более благополучное место. К марту, политическая атмосфера в Тобольске стала менее благоприятной для императорской фамилии, а за власть в Тобольске и контроль над семьей началась борьба. В качестве противоборствующих сторон выступали Западно-Сибирский совет, находившийся в Омске, большевики из Уральского совета, расположенного в Екатеринбурге. Результатом этой борьбы стало то, что оба совета послали в Тобольск своих комиссаров и попытались захватить контроль над семьей арестованного Императора.
Безусловно, новому высшему руководству были не совсем на руку подобные споры между озлобленными на старый режим группировками, да и за жизнь самой Императорской семьи стоило все же переживать, ведь конкретно В.И. Ленин, к примеру, однозначно выступал за открытый и справедливый для большинства суд, и расстрел Николая, как официально оформленного преступника. Несмотря на успехи октябрьской революции и достижения определенных целей, нужно понимать, что абсолютное большинство населения страны все еще - крестьянство, которое еще долгое время было лояльно к старому режиму, и совсем не являлось надежным электоратом для большевиков. Начало гражданской войны, и повсеместные вспышки белогвардейских захватов регионов, в том числе и вышеупомянутый Омск, до 1919 года бывший полностью "красным". Поэтому, сохранение Императора, и уж тем более его семьи - было достаточно важной задачей.
Дорогие товарищи!
Сегодня по прямому проводу предупреждаю Вас о поездке к Вам подателя т. Яковлева. Вы поручите ему перевести Николая на Урал. Наше мнение пока находиться ему в Екатеринбурге. Решите сами, устроить ли его в тюрьме или приспособить какой-либо особняк. Без нашего прямого указания никуда не увозите.
…Задача Яковлева доставить Николая в Екатеринбург живым и сдать или председателю Белобородову или Голощёкину. Яковлеву даны самые точные и подробные инструкции.
Всё, что необходимо, сделайте. Сговоритесь о деталях с Яковлевым.
С товарищеским приветом. Я. Свердлов 9.IV.1918 г.
Комиссар Яковлев (Константи́н Алексе́евич Мя́чин) - доверенное лицо Свердлова. Входил в состав ВРК при Петроградском совете, активно участвовал в захвате власти большевиками. Был назначен комиссаром телеграфных и телефонных станций. В декабре 1917 года вошёл в состав ЧК. В январе 1918 — заместитель председателя ВЧК. Во ВЦИК, ВЧК и Красной армии служил под именем «Василия Васильевича Яковлева».
Участник множества экспроприаций начиная с самого 1905 года, и, судя по всему, ответственный исполнитель черновой работы. Некий серый кардинал, на довольствии у большевиков.
Император и его свита, отбывают из Тобольска. Первая часть пути до Тюмени (ближайшая станция железной дороги), проходила вдоль рек Иртыш и Тура. Из записок супруги Императора, маршрут проходил через деревню Покровское, Тюменской области, родину знаменитого Григория Распутина, о котором стоит писать отдельную статью, а то и не одну. Остановились и там.
В Тюмени, под непрекращающиеся конфликты между сопровождающими группами большевиков, группа села в поезд и отправилась в путь.
Литерный железнодорожный состав под №42 вместо Екатеринбурга неожиданно повернул в сторону Омска. Из-за постоянных стычек, и слишком агрессивного поведения Уральского совета, Яковлев побоялся везти состав через Екатеринбург, сразу, опасаясь за жизнь Императора. Ближайшим пунктом с телеграфом, где можно было согласовать свои действия напрямую со Свердловым, был Омск. Узнав об отклонении маршрута, Екатеринбургский революционный совет потребовал от омских большевиков преградить путь. Чтобы остановить поезд, было выдвинуто требование послать значительные силы на станцию Куломзино (ныне - Карбышево 1, ветка на Челябинск). Яковлев, узнав о планирующейся засаде, остановил поезд на станции Любинской. Отцепив паровоз с одним вагоном, он с несколькими товарищами отправился в Омск для переговоров. Это было 28 апреля 1918 года.
Помимо необходимости связаться с руководством, была еще и техническая сторона вопроса. По пути следования до Омска, поезду нужно было преодолеть возвышенность. Даже на закате паровозной тяги, паровоз, идущий со стороны Омска, не мог поднять состав на возвышение у Мельничного-Петрушенко. Со станции Куломзино (Карбышево) приходил паровоз-толкач и помогал магистральному паровозу вытолкнуть состав на подъём.
При личной встрече, Яковлев пообщался с Председателем Омского Совета В. Косаревым. Они были старыми друзьями, поэтому Яковлеву удалось избежать недоразумений. Однако, Косарев, не очень желал лишней шумихи и проблем по поводу остановки состава с Императором в Омске. По телеграфу из Омска комиссаром Яковлевым велись многочасовые переговоры со Свердловым. Опасаясь самосуда со стороны уральцев, Яковлев предлагал перевести Царскую семью в Уфу, но сомневающаяся Москва, не желая ссорится с Уралом, отдала приказ о доставке арестантов в Екатеринбург.
По прибытию в Любинский, Яковлев приказал развернуть состав, и отправить обратно на Екатеринбург, где 17 июля Император, его семья и окружение были расстреляны в Ипатьевском доме.
Так, небольшой поселок в сибирской глубинке стал последним местом, кроме Екатеринбурга, где ступала нога последнего российского монарха.