Сумрачная новинка, фильм «Таинственное убийство» от французского режиссера Доминика Молля не стал категорическим сюрпризом для тех, кто внимательно следит за его творчеством. Он уже не раз говорил о соседстве зла и обыденности, что можно было обнаружить и в «Лемминге», и в «Друге, который желает вам добра».
Дабы вы не заблуждались относительно устремлений режиссера, фильм, в оригинале называвшийся «В ночь на 12-е», открывается цитатой из социологической сводки, сообщающей, что приблизительно 15% совершенных во Франции убийств так и остаются нераскрытыми.
Что в известной степени перекликается со знаменитой фразой Дэшшила Хэммета, изложенной на страницах «Записной книжки частого детектива», де, самым живучим мифом является странное убеждение в том, что преступник рано или поздно, но непременно кажется под судом. Может быть, но только не в реальной жизни.
Кинокритики сразу же стали проводить параллели между «Твин Пикс» и «Таинственным убийством», полагая, что для этого вполне достаточно нераскрытого убийства девушки. Большое заблуждение. Во французском фильме больше от т.н. «процессуала» и вообще лента в первую очередь повествует о профессиональной трансформации полицейских.
Загадочное убийство – всего лишь фон, на котором показана личная трагедия многих европейских служителей закона. Большая часть из них становятся циниками с расстроенной личной жизнью, что вызывает в памяти криминальную драму «Новые центурионы» (1972).
Жизнь следователя, вставшего во главе убойного отдела, показана как «бег в колесе». Он усиленно наматывает круги на велотреке, пытаясь снять стресс после работы. Но с каждым разом это получается всё сложнее и сложнее. Он даже полагает, что принёс своим коллегам несчастье, став начальником. На полицейском жаргоне «превратился в чёрного кота» (к слову сказать, подобные не раз появляются в кадре).
Если же говорить о самом преступлении, то не надо искать отсылок ни к американскому «Твин Пиксу», ни к корейскому «Воспоминанию об убийстве». Данная часть фильма восходит к классике мрачного жанра, а именно, к творчеству Эдгара Аллана По. Мы подразумеваем рассказ 1842 года «Тайна Мари Роже».
В указанном случае аллюзия очевидна, ибо обе погибшие были весьма популярными в своей среде девушками. И обе были француженками. Хотя современная Клара отличалась некоторыми странностями – её тянуло ко всякого рода психологическим маргиналам. Каждый из её (как оказалось) многочисленных парней был с «сюрпризом». Грешно в этой связи не вспомнить другой французский фильм – «Девушка на мосту» (1999), который также можно отнести к нуару.
И именно через восприятие частной жизни погибшей ещё более ярко показан личный кризис полицейских. Один из них становится буквально одержимым, будто бы хочет своими действиями искупить некую социальную вину перед убитой. В итоге получилось мрачно и трагично…