На протяжении долгого времени Русская Православная церковь обладала значимым авторитетом в российском государстве, и не только оказывала влияние на общественную жизнь, но и являлась владелицей больших финансовых активов в виде земельных наделов.
Так продолжалось до тех пор, пока к власти один за другим не пришли Императоры, проводившие другой курс внутренней политики. Потеря церковью авторитета началась еще при Петре I. Император старался внедрить в государстве прозападную политику, в которой церковь не играла столь значимой роли.
Когда к власти пришла Екатерина II, то она взяла пример со многих своих предшественников, и занялась вопросом секуляризации церковных земель. Церковь вновь потеряла существенную часть своего могущества, и это выражалось не только в оказании влияния на общество, но и в количестве финансовых благ.
Как и многих предшественников, Екатерину II категорически не устраивала ситуация, при которой во владении Русской Православной церкви находилась значительная часть государственных земель. Императрица была озадачена процветанием Отечества, и для ее внутренней политики фактор пополнения казны за счет поступления новых налогов являлся ключевым.
Супруг Императрицы Петр III придерживался противоположных взглядов, и еще при жизни им был подписан Указ, согласно которому государство не будет покушаться на церковные владения. Екатерина Великая не собиралась с этим мириться, поэтому как только она взошла на престол, то сразу же серьезно занялась вопросом секуляризации. Императрица понимала, что такое количество имущества, необлагаемого налогом, является ущербом для экономики страны и в результате может привести к недостатку финансов в государстве.
Реформа в области церкви прошла почти без протестов. Императрице не пришлось решать проблему с протестующим духовенством. Исключением стал только один случай. Единственный человек, который был возмущен проводимой политикой и решился высказать свое мнение открыто, - митрополит Арсений Мациевич.
Он подавал многочисленные жалобы и отказывался признавать как Императрицу, так и ее политику. Екатерина II смогла решить проблему с протестом митрополита. Его объявили преступником, а затем заточили в Ревельскую крепость, где он и провел все оставшиеся дни своей жизни.
В эпоху просвещения государство не могло идти на уступки церкви, большинство принципов которой относились к устаревшим. Общество развивалось, и верховенство светской власти над духовной выступало закономерным результатом этого развития.