Найти в Дзене
Политический механизм

Новый потолок цен и топливный кризис

Западным лидерам так понравилось вводить различные потолки, что они уже просто не могут остановиться — новое ограничение цен будет направлено на российские нефтепродукты, а его предварительный проект уже опубликован на сайте правительства Соединенных Штатов.

Логика такого решения довольна проста — вместе с европейским эмбарго на топливо это должно усложнить доступ российским нефтепродуктам на мировой рынок и сделать переработку нефти в России нерентабельной. После этого, по мнению Вашингтона, Москва будет вынуждена продавать сырую нефть, что полностью лишит ее огромных топливных доходов.

Что при этом будет происходить на рынке нефтепродуктов, Соединенные Штаты не очень то волнует. А там может случиться настоящий коллапс, от которого серьезно пострадают в том числе и их европейские союзники. Те и сами прекрасно понимают, что их ждут большие проблемы, поэтому весь декабрь и январь они усиленно скупают российское дизельное топливо, бензин и мазут.

Европа в рамках зеленой повестки сама отказалась от расширения своих перерабатывающих мощностей и предпочла импортировать уже готовое топливо. Это решение выглядело вполне разумно — на востоке есть богатый нефтезаводами сосед, который всегда продаст вам столько дизеля, сколько вам нужно. Европейцы плотно подсели на эту топливную иглу — Россия обеспечивала более половины импорта стран ЕС и около 10% их совокупных потребностей в дизельном топливе.

Но Европе придется замещать не только эти объемы — эмбарго на российскую нефть привело к еще большему снижению собственной переработки, что лишь усилило дефицит топлива:

Отказ от трубопроводной нефти из РФ вынудил многие немецкие НПЗ сократить производственные мощности, чтобы справиться с нехваткой сырья.
Завод в городе Шведт сейчас может задействовать только около половины своих производственных мощностей, принимая сырую нефть по морю. Ранее это предприятие удовлетворяло более 90% потребительского спроса на топливо в Берлине и его окрестностях. С аналогичной проблемой столкнулся НПЗ в Лойне в Саксонии-Анхальт.

Не исключены подобные проблемы и в Болгарии — ее власти намекнули на возможную национализацию крупнейшего в стране НПЗ, который принадлежит Лукойлу и работает на российской нефти. Если они на это решатся, то болгарским и румынским фермерам придется забыть о тракторах и комбайнах и перейти на гужевую тягу.

После вступления новых санкций в силу европейцы окажутся в очень интересной ситуации — вместо предсказуемого и стабильного поставщика в лице России они будут вынуждены покупать топливо у целого ряда стран, ни одна из которых не способна в полной мере заменить российские нефтепродукты.

Большие надежды Европа возлагает на Индию, причем ее совершенно не волнует, что дизель будет производиться из российской нефти на нефтезаводе, принадлежащем Роснефти. Что-то похожее наблюдается и с Саудовской Аравией, которая в последнее время очень полюбила российские нефтепродукты — видимо, часть из них потом отправится к европейским потребителям.

Вообще, на Ближнем Востоке в течение этого года планируют запустить сразу несколько мощных НПЗ, которые в теории могли бы заменить российское топливо на европейском рынке. Но дело в том, что арабы строили их совсем не для этого — внутренний спрос на нефтепродукты в регионе растет, так что европейцам придется встать в очередь.

Впрочем, если механизм ограничения цен будет принят в том виде, в каком он опубликован сейчас, то проблем с топливом у Европы не будет — текущий проект потолка настолько дырявый, что обойти его не составит больших проблем. Разумеется, этот обход будет не бесплатным — нам придется нести дополнительные расходы на транспортировку, а европейцам — привыкать к новым ценам на заправках:

Мы находимся не в той ситуации, при которой в некоторых частях Европы могут закончиться все запасы. Но цена на дизтопливо может подняться даже выше того уровня, на котором она держалась весь минувший год, - прогнозирует аналитическая компания Rystad Energy.

А рост цен на топливо в свою очередь обязательно приведет к усилению инфляции, с которой в Европе и так не все в порядке. И главная проблема заключается в том, что с такой инфляцией привычным повышением ставки не справиться — для этого нужно устранить дефицит на топливном рынке, но сделать этого европейцы будут не в состоянии.

Если же дырки в потолке цен залатают и экспорт нашего топлива существенно снизится, то это ударит не только по России, но и по всему остальному миру. Новая волна энергетического кризиса усугубит проблемы с голодом и инфляцией, от которых в первую очередь пострадают беднейшие страны Африки и Азии.

Хотя когда Запад волновали такие мелочи?