Организованная преступная группировка «Защитники интересов Германии – Знамя Адольфа Гитлера» (ЗИГ-ЗАГ) по численности была небольшой — 12 человек. Руководил ими бывший заключенный Виталий Кошарный, осужденный в 1940 году за подделку документов. Когда началась война, он находился в лагерном пункте №32. Здесь же отбывали наказание Кириллов и Баскин, которых Кошарный записал в друзья. В октябре 41-го во время бомбежки вместе бежали из лагпункта.
Троица испытывала неприязнь к советской власти и к своей стране, поэтому искала возможность перейти на сторону Германии и воевать против своего народа.
Имея на руках поддельные справки об освобождении, умело нарисованные Кошарным, сразу после побега отправились в Ленинград. До города добрались на попутной машине, водителя которой хладнокровно убили.
Кошарный привел приятелей к своей знакомой буфетчице, которая радушно встретила гостей. Уже через месяц число единомышленников выросло и сформировалась полноценная преступная группировка, в которую вошли и некоторые работники торговли.
Но воровать и делать фальшивые документы Кошарному было мало. У него была «великая цель» — служить Гитлеру, и он приступил к ее реализации. Отправляет Кириллова по ту сторону фронта, где тот специально сдается в плен, и заявляет о своем намерении стать солдатом вермахта. Абвер организует тщательную проверку, которую перебежчик успешно проходит и отправляет его в спецшколу по подготовке диверсантов. После ее окончания вооружившись выданной рацией и типографскими шрифтами Кириллов направляется в Ленинград.
Выполняя задания абвера, «зигзаговцы» печатали листовки, ставя на них свой «фирменный знак». Но этого было недостаточно, чтобы навредить людям, которых ненавидели.
И Кошарный решает расширить деятельность. Используя свое мастерство и типографские литеры, он организует целое производство по изготовлению фальшивых карточек на продукты. Когда их было выпущено достаточно, встал вопрос обналичивания. Помощь пришла от директоров и продавцов магазинов, которые не чурались забрать кусок хлеба у нуждающихся. Например, заведующий магазином №34 Александр Баликов отоваривал бандитов по фальшивым талонам, получая 50% от количества переданного продовольствия. По отдельным подсчетам он выделил им около девяти тонн, из которых 4,5 досталось ему лично.
В квартире одной из подельщиц Кошарного Нины Петровичевой, продавца магазина №2, во время обыска милиционеры обнаружили ящик, доверху набитый хлебными буханками и талоны, примерно на девяносто килограммов хлеба. Когда спросили, откуда все это, женщина ответила, что откликнулась на помощь незнакомца отоварить карточки, за что тот пообещал буханку хлеба. Однако в объяснения не поверили и решили сделать у нее дома засаду, к тому же стражи порядка выяснили, что дамочку регулярно навещают двое мужчин.
Небольшое отступление.
Собственного говоря с Петровичевой и началась история по изобличению банды. В конце февраля 1942 года она заявилась в один из магазинов, чтобы отоварить продовольственные талоны. Но когда покупательница показала, сколько их у нее, заведующая впала в ступор: 550 на сахар и 176 на хлеб. При этом все карточки были детскими. Женщина уверяла, что продовольствие берет детишкам, но тут же поспешила задобрить заведующую, пообещав отблагодарить восьмью килограммами сахара и полутора килограммами хлеба.
Завмаг сделала вид, что согласна на сделку, а сама набрала нужный номер. По сигналу прибыл сотрудник НКВД — Александр Михайлов. Началась проверка.
Возвращаемся в квартиру Нины Петровичевой.
Михайлов остался дожидаться визитеров, и вскоре они появились на пороге. Участковый, как и многие в блокаду, был ослаблен, чего не скажешь о сытых лицах гостей. Когда милиционер предложил пройти в участок, незнакомцы бросились бежать. Михайлов побежал за ними, но неожиданно один из убегавших выхватил нож и ранил милиционера. Все же одного из беглецов удалось задержать. Помог работник трамвайного парка.
Но тогда еще никто не догадывался, кем окажется задержанный.
Отмотаем немного время назад.
Перед визитом на квартиру Кошарный вовремя радиосеанса получил сообщение о прибытии в город агента, с которым нужно было встретиться на конспиративной квартире. Туда и направился главарь банды и Кириллов, именно с ними столкнулся участковый. Не знали бандиты, что тот, к кому шли навстречу, был уже задержан контрразведчиками и давал показания.
Постепенно весь клубок преступной деятельности «ЗИГ-ЗАГа» был распутан. Все участники ОПГ были арестованы и преданы суду. Ни одно из прошений о помиловании не было удовлетворено. Ко всем применили высшую меру наказания.
Справочно. Всего ОПГ было похищено семнадцать тонн продуктов, Анна Чекур — любовница одного из членов банды, за пять тысяч рублей, тринадцать килограммов хлеба и двадцать пачек папирос стала собственницей квартиры на Фонтанке.
Шайка ела и пила вдоволь, перепродавала похищенные продукты, наживаясь на человеческом горе. А в городе тысячи людей умирали от истощения.
Подпишитесь, поделитесь мнением в комментариях, если статья понравилась, ставьте лайк. Спасибо за поддержку.
Вам может быть интересно
История о непревзойденном аферисте сталинской эпохи, командовавшим фиктивной в/ч и о том, как жадность сгубила Николая Павленко.