Как известно, первым во время войны дважды Героем Советского Союза стал знаменитый летчик-истребитель Борис Феоктистович Сафонов.
Увы, вторая "Золотая Звезда" пришла к этому выдающемуся истребителю уже после гибели...
Приходилось читать, что первым дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной считается летчик-истребитель С.П.Супрун.
Он действительно был награжден 22 июля 1941 года второй медалью "Золотая Звезда". Увы, посмертно... Но, при этом, свою первую "Золотую Звезду" Супрун получил еще до начала войны - 20 мая 1940 года, а Сафонов - именно во время войны.
Применительно к Б.Ф.Сафонову стоит еще отметить, что ко времени награждения его второй "Золотой Звездой" ставший трижды Героем Советского Союза Иван Кожедуб еще даже не был на фронте! Свою первую "Золотую Звезду" он получит только в 1944 году.
Второй летчик-истребитель, также трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин получил свою первую "Золотую Звезду" только в 1943 году.
А Сафонов, повторю, стал дважды Героем уже в июне 1942 года. Но получить свою вторую "Золотую Звезду" не успел...
А вот герой статьи стал первым в той страшной войне прижизненным дважды Героем Советского Союза. И при этом он не был истребителем!
Это был летчик бомбардировщика Авиации Дальнего Действия (АДД) будущий генерал-лейтенант авиации Александр Игнатьевич Молодчий
Надо сказать, что дважды Героем Советского Союза Молодчий стал в очень непростое для страны время - в 1941 и в 1942 годах.
Тогда звание Героя давали, прямо скажем, значительно реже, нежели ближе к окончанию войны.
Вот статистика по награждениям -
Первый раз звание Героя Александру Игнатьевичу было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года.
Второй - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года.
Еще дважды его представляли к третьему званию Героя - 3 ноября 1943 года и 13 мая 1944 года.
В первом случае - за выполнение 265 боевых вылетов, из них 241 боевой вылет был ночью. Во второй раз - за выполнение 274 боевых вылетов, из которых 250 - ночью.
В первом случае представление как-то непонятно где-то затерялось, так и не дошло до тех, кто принимает окончательное решение.
А во второй раз было принято решение Молодчего вместо "Золотой Звезды" Героя наградить орденом Ленина.
Александр Молодчий родом из г.Луганска, ныне ЛНР России. Родился он в 1920 году.
Как уже не раз отмечалось - довоенные годы того поколения прошли в стране под знаком активного развития авиации. Ей бредила молодежь. Вот и Саша Молодчий этого не избежал - окончил аэроклуб и стал работать (с 15-ти лет!) в этом же аэроклубе начальником авиамодельной мастерской!
Затем в его биографии - служба в армии. Как уже имеющего за плечами аэроклуб, Молодчего направляют в Военную авиационную школу летчиков в г.Ворошиловграде (так в те годы назывался Луганск).
Он ее окончил, но еще какое-то время оставался в школе - переучивался летать на бомбардировщике СБ.
Перед самой войной младший лейтенант Александр Молодчий - командир звена в дальнебомбардировочном авиационном полку.
Полк базировался в г.Орел, там Молодчий и встретил начало Великой Отечественной.
Воевал Александр Игнатьевич смело, отчаянно и дерзко. С какой-то хорошей безбашенностью, если можно так сказать.
Вот, к примеру, в июле 1941 года во время одиночного полета (да еще и без всякого сопровождения) самолет Молодчего был атакован "мессерами", которые просто взяли его в клещи без всякой стрельбы. Гитлеровские летчики жестами показывали экипажу Молодчего следовать за ними и сесть на их аэродром.
Воспоминания самого Александра Игнатьевича -
"Мы летим плотным строем. Наш бомбардировщик зажат в тиски двумя фашистскими истребителями с крестами на крыльях и фюзеляже. Ме-109 подошли так близко, что, казалось, даже зазоров между крыльями нашего самолёта и их почти не было.
– Летящий справа что-то показывает, – докладывает воздушный стрелок Васильев.
– Покажи и ты ему, – вмешивается Панфилов.
Я вначале сделал вид, что не понимаю смысла этих жестов. Немецкий лётчик повторил свои жесты. Стрелять, мол, не будет, потому что нам и так капут. Саша Панфилов не удержался и показал ему в ответ внушительную фигу. И тут доклад штурмана:
– Впереди цель, что будем делать?
– Бомбить. – отвечаю утвердительно. – Бомбить будем, Серёжа!
– Тогда доверни вправо на три градуса.
Я довернул. К нашему удивлению, истребители сделали то же самое. Ещё несколько неописуемо длинных секунд, и наши бомбы полетели в цель. И тут вражеские истребители поняли свой промах. Но для открытия огня им нужно занять исходное положение. А тут ещё и зенитная артиллерия заработала.
Им-то что – свои или чужие в воздухе. Ведь бомбы-то сыплются!
Воспользовавшись этим, я резко убрал газ, заложил крутое, недопустимое для бомбардировщика скольжение и камнем полетел к земле. Это произошло неожиданно не только для фашистских лётчиков, но и для экипажа. И главная цель была достигнута. Истребители потеряли нас. А мы перешли на бреющий полёт. И вот теперь-то, "облизывая" каждый овражек, каждый кустик, мы летели, едва не цепляя воздушными винтами землю. Благополучно прошли линию фронта, экипаж ликовал. Ещё одна наша победа! Ни одна из сброшенных нами 14 бомб не вышла за пределы железнодорожного узла".
Участвовал Молодчий и в бомбардировках Берлина.
Так, после очередного вылета на бомбардировку Берлина Александр Игнатьевич решил нарушить имевшееся указание на радиомолчание и послал радиограмму такого содержания -
"Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Находимся над Берлином. Задание выполнили!".
Вскоре экипаж, сам того не ожидая, получил ответ -
"Все понятно. Благодарим. Желаем благополучного возвращения".
Ответная телеграмма была без подписи, но кто ее автор - экипаж понял без всяких сомнений.
Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В.В.Решетников так вспоминал об Александре Игнатьевиче -
"Он воевал с каким-то увлекающим азартом и в боевых делах среди лётного состава стал признанным лидером".
О мастерстве летчика можно рассказать еще одним эпизодом из его богатой боевой биографии.
Как-то Александр Игнатьевич вызвался разбомбить мост, через который к блокадному Ленинграду гитлеровцы перебрасывали подкрепления и технику. Мост уже бомбили наши летчики, он получал повреждения, но гитлеровцы его быстро восстанавливали.
Молодчий решил разрушить мост в одиночку. И хотя в этом сильно сомневались в руководстве авиаполка, Александр Игнатьевич все-таки добился разрешения на одиночный вылет к цели.
Воспользовавшись очень пасмурной погодой, на предельно малой высоте его самолет шел к цели практически по железнодорожным путям. Они были его ориентиром.
Когда стало рассветать, плохая видимость и быстро перемещающаяся цель сильно затрудняли гитлеровским зенитчикам вести прицельный огонь, по сути Молодчий застал их врасплох.
Как только появился мост, самолет чуть поднялся выше и все бомбы легли точно в цель. Со сбросом последней бомбы, летчик направил самолет резко вверх и скрылся в облаках.
Но как узнать о результате удара? Поражена ли цель? Вскоре поступила информация от разведки - левая ферма упала в воду, мост сильно разрушен и надолго выведен из строя.
С осени 1943 года Александр Игнатьевич летал на именном бомбардировщике Ил-4 "Олег Кошевой". Самолет был передан в дар знаменитому летчику от жителей Ворошиловграда.
С июня 1944 года и уже до самого конца войны майор, а затем и подполковник (с октября 1944 года) Молодчий был летчиком-инспектором по технике пилотирования в АДД.
За время Великой Отечественной войны Александр Игнатьевич совершил 311 боевых вылетов, из них 287 - ночью. Он летал на бомбардировщиках Ер-2, Ил-4 и В-25 "Митчелл".
Экипаж Молодчего участвовал и в воздушных боях, отражая атаки гитлеровских истребителей. В этих схватках советскими летчиками было сбито 5 гитлеровских истребителей.
Война победоносно завершена. Подполковник Молодчий продолжил службу в авиации. Он служил еще почти 20 лет - до марта 1965 года. Вырос в звании до генерал-лейтенанта авиации - оно было присвоено в 1962 году.
Молодчий поочередно занимал должности - командовал авиаполком, был командиром авиадивизии, первым заместителем командующего воздушной армией Дальней авиации.
Последней в его военной карьере стала должность командира авиационного корпуса.
В марте 1965 года генерал-лейтенант авиации Александр Игнатьевич Молодчий был уволен в запас. Как-то на Военном совете в 1964 году, уже в конце пребывания у власти Хрущева, он резко выступил против проводившегося тогда реформирования авиации Хрущевым и его окружением. По этой реформе управления воздушных армий Дальней авиации передавали в создаваемый, новый вид Вооруженных Сил СССР - РВСН. Молодчий был резко против этого.
Но такое резкое несогласие привело к тому, что, спустя время, Александр Игнатьевич Молодчий был отправлен в запас. Предлог всегда найдется.
Хрущева убрали, но "хрущевцев" оставалось еще немало, особенно на местах.
...После войны Молодчий летал на бомбардировщике Ту-4, затем на Ту-16 и Ту-95.
Есть в его послужном списке и экстремальные взлеты - перед ним ставились задачи, с которыми он прекрасно справлялся.
Так, в марте 1961 года Молодчий совершил взлет бомбардировщика Ту-16 с грунтовой полосы аэропорта в г.Благовещенске.
А в 1963 году блестящее выполнение новой задачи - Молодчий совершает первый взлет тяжелого стратегического бомбардировщика с полной бомбовой загрузкой с ледового аэродрома в Заполярье.
После увольнения в запас Александр Игнатьевич жил в г.Луганске, затем переехал в г.Чернигов Украинской ССР.
Дерзкий и отважный летчик Великой Отечественной, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Александр Игнатьевич Молодчий скончался 9 июня 2002 года. Похоронен в г.Чернигове.
Память о выдающемся летчике Великой Отечественной сохранена.
Его бронзовый бюст установлен в г.Луганске. Во многих городах есть улицы, названные его именем, а на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.
Имя Александра Игнатьевича Молодчего нанесено на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 ВКС России.
Будучи на заслуженном отдыхе, Александр Игнатьевич написал книги своих воспоминаний о войне - "В пылающем небе" и "Самолеты уходят в ночь".
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, рекомендуйте, ставьте лайк