Недавно наткнулся в своих архивах на расчет мной изобретенного показателя "Качество игры" (КИ) участников онлайн-чемпионата России по коротким нардам 2016 года. Поэтому появился повод подробнее поговорить о КИ (раньше я уже писал о КИ).
Предыстория
Во время первого квиза перед очным турниром в Москве я определял победителя по сумме потерянного эквити. Квиз включал в себя позиции, лучшие ходы в которых могли отличаться на несколько сотых эквити. Мне сказали, что это неправильно, так как при такой несущественной разнице ходы можно считать равноценными по силе. С тех пор я включал в квиз позиции, где лучший ход опережал остальные не менее, чем на 0.05 эквити. А победителя стал определять не по сумме потерянного эквити, а по количеству правильных ответов.
Затем вспомнил, что лет 10 назад изобрел способ оценки качества игры в шахматах. Его суть - в определении процента правильных ходов. То есть, если в партии из 50 ходов было допущено 5 ошибок, то качество игры равно (50 - 5) / 50 = 90%. Грубые ошибки (при потере большого материала) наказывались вычитанием дополнительного хода. Естественно, в общее количество ходов не включались дебютные ходы (они всем известны) и окончания (в которых можно долго возить позицию с небольшим преимуществом, безопасно увеличивая количество правильных ходов).
Несколько раз говорилось (например, здесь), что PR для оценки уровня игрока имеет некоторые недостатки, но лучше никто еще ничего не придумал. Поэтому возникла идея применять придуманное для шахмат и в нардах.
Расчет качества игры в нардах
Для расчета КИ игроков берем протокол матча, анализируем его и применяем формулу:
(Х - О - З) / Х * 100, где
Х - количество невынужденных ходов игрока
О - ошибочных ходов, включая зевки (в XG>=0.02 эквити)
З - количество грубых ошибок или зевков (в XG>=0.08 эквити)
Если КИ окажется равным 100, то это признак бота или самый счастливый матч игрока, во время которого он сделал все правильные ходы.
Для повышения достоверности КИ можно брать среднюю величину по итогам анализа матча несколькими программами (Снови, ГНУ, XG) на разных уровнях глубины.
Показатели для расчета берем здесь (отмечены желтым цветом).
Качество игры в 2016 году
Вернемся к тому, с чего я начал свой рассказ - турниру 2016 года. Что мы видим? А то, что все на своих местах! 😀
Профи Дариенко впереди. Недалеко от него известные суперигроки Барташ, Ерохин и Варданян. Рядом Петухов и Аленин. Думаю, все они по праву могут считаться гроссмейстерами игры в нарды.
Никого случайного наверху нет. Все известные игроки. Это говорит о том, что показатель Качество игры вполне может использоваться для определения мастерства игроков.
Что делать с полученным показателем КИ?
В качестве одного из способов применения, можно взять стандартную шкалу оценок, используемую в школах и университетах США. На картинке для каждого диапазона процентов указана оценка в виде буквы.
Оценка «В» и выше считается хорошей оценкой. С оценкой «D» ученика переводят в следующий класс, но у него могут возникнуть трудности с поступлением в колледж или университет.
Оценка «А» соответствует 90%-100%. Если вы набрали 94% и выше, вы получите «А», а если 90%-93%, вы получите «А-».
Оценка «B» соответствует 80%-89%. Если вы набрали 87% и выше, вы получите «В+»; если вы набрали 83%-86%, вы получите «В»; если вы набрали 80%-82%, вы получите «В-».
Оценка «С» соответствует 70%-79%. Если вы набрали 77% и выше, вы получите «С+»; если вы набрали 73%-76%, вы получите «С»; если вы набрали 70%-72%, вы получите «С-».
Оценка «D» соответствует 60%-69%. Если вы набрали 67% и выше, вы получите «D+»; если вы набрали 63%-66%, вы получите «D»; если вы набрали 60%-62%, вы получите «D-».
Оценка «F» соответствует 59% и ниже. Это неудовлетворительная оценка, поэтому преподаватели не ставят «F+» и «F-».
Используя американскую шкалу, вы можете быстро охарактеризовать свою игру в матче или во всем турнире. Например, на вопрос - как сыграл? - ответите "B-" и собеседнику сразу станет все понятно.