Когда появится первая космическая реклама, какие возможности для брендов открывает этот необычный канал коммуникаций и как с помощью спутников и лазеров создать новое медиа? Об этом мы поговорили с Антоном Оссовским, основателем Avant Space (резидент Фонда «Сколково»), первой российской компанией, занимающейся рекламой в космосе.
История идеи
«Реклама в космосе — это самый понятный термин для восприятия обычными людьми. Вообще мы создаем спутниковую систему визуально-цифрового вещания. Идея проекта пришла, когда мы изучали новые возможные пути коммерциализации космической деятельности и неожиданно открыли для себя, что не только государства, но и крупные корпорации стремятся дотянуться до небес! Так, Coca Cola и Pepsi запускали свои напитки на станцию «Мир», астронавты летали на орбиту в часах Omega, а Сбер в прошлом году наклеил свой логотип на ракету в честь собственного 180-летнего юбилея. Мы подумали, что это перспективная ниша», — рассказывает Антон Оссовский.
Avant Space — российский стартап, резидент Фонда «Сколково», занимается проектом демонстрации рекламы на ночном небе с помощью спутников на орбите Земли. Компания разработала высокоэффективный электроракетный двигатель для малых космических аппаратов массой до 500 кг, собственные спутники и систему лазеров. Первый коммерческий запуск намечен на 2023 год.
Датой рождения Avant Space можно считать 2015 год — тогда компания получила грант «Сколково» на разработку двигателя GT-50 для малых космических аппаратов массой до 500 кг. Помимо двигателя компания разработала специальную систему лазеров, которые и создают изображения на ночном небе, и спутник. «Мы создали полноценный космический аппарат и планируем запустить его в космос в следующем году. Отмечу, что мы покупаем российские комплектующие, а основную часть электроники производим сами на основе китайской индустриальной компонентой базы», — уточняет Антон Оссовский.
Зачем нужна реклама в космосе
Avant Space запускает космические рекламные кампании с помощью системы спутников, которые выстраиваются в форме логотипов брендов. С высоты 600 км спутники проецируют изображения на Землю. Они «собираются» из отдельных точек, и человек на Земле может не только любоваться необычными созвездиями, но и отсканировать их и перейти на сайт компании-заказчика.
«Мы подумали: как было бы круто показывать визуальный контент, транслировать информацию прямо из космоса, причем не в отдельно взятой стране, а по всему миру. Так у нас появилась идея проекта «Созвездие». Инженеры Avant Space спроектировали лазер, свет от которого виден на Земле, и спутник, на котором он будет установлен. Группировка таких спутников позволяет строить на орбите созвездия», — делится Антон Оссовский.
Запустить первую коммерческую рекламу в космосе компания планирует уже в 2023 году. Первый бренд в космосе войдет в историю, уверен Оссовский. Для запуска потребуется от 20 до 30 спутников, а обойдется такой креатив в 60-70 млн долларов.
Не только реклама
Avant Space занимается не только рекламой в космосе. Сейчас компания реализует проект нового космического медиа, которому будут не страшны блокировки и ограничения. «Мы создаем спутниковую систему проецирования изображений на ночном небе, способную передавать визуальную и цифровую информацию по всему миру без ограничений. По сути, будет создано первое космическое медиа, которое невозможно заблокировать и невозможно отключить. При этом основная задача данной системы — распространение информации о российских цифровых сервисах по всему миру», — рассказывает Антон Оссовский.
Ожидается, что за сутки спутники облетят 18 крупнейших мегаполисов планеты с суммарным населением более 350 млн человек. «Новое «Созвездие» будет появляться ежедневно в определенное время в определенном месте, за сутки его смогут увидеть более 38 млн человек. За год мы покажем 12 разных «Созвездий-символов», и каждый будет обозначать определенный цифровой сервис. Например, созвездие ноты в небе — музыкальное приложение, созвездие лиры — образовательные сервисы. Одно созвездие будет доступно в течение месяца, после этого спутники перестроятся в новое созвездие. Спутники передают бинарный код с помощью мерцающих лазеров, и в течение трех секунд передается кодированный сигнал, который можно считать камерой смартфона с установленным приложением для распознавания сигнала», — рассказывает Антон Оссовский. По словам основателя Avant Space, библиотека кода сигнала будет открытая, основана на языке ASCII, и разработчики смогут делать ПО для своих регионов. «По сути, это приложение будет как VPN-сервис, а наше созвездие — как QR-код в космосе», — объясняет Оссовский. В компании ожидают, что при инвестициях в проект в размере 15 млн долларов годовая выручка превысит 100 млн.
Также компания планирует показывать логотипы российских брендов, освещать яркие спортивные события, буквально подсвечивать важные глобальные проблемы, например экологические, и показывать символы в памятные даты, например звезду в День Победы. Заказчиком сможет выступить не только бизнес, но и частные лица. Из космоса можно будет поздравить с праздником, оставить короткое сообщение, признаться в любви и т. д.
К 2030 году Avant Space будет показывать не только логотипы и послания, но и QR-коды. Для этого потребуется запустить уже 330 спутников. Распознать коды можно будет с помощью камеры телефона без дополнительного ПО. В компании отмечают роль Фонда «Сколково» в развитии проекта. «Огромный вклад в наше непростое дело внес Фонд. Это и гранты, и участие в выставках, конференциях, встречах, организуемых «Сколково» на различных площадках. Сейчас мы стоим на пороге создания абсолютно нового канала передачи информации. Это очень воодушевляет», — заключает Антон Оссовский.