В 1474 году 8 знатных московских вельмож во главе с боярином Иваном Никитичем Воронцовым подали челобитную Ивану Третьему. В ней они просили Великого князя помиловать опального воеводу, который был схвачен и посажен в темницу, по подозрению в том, что якобы тот собирался бежать в Литву. Бояре брали на поруки и обещались в случае если он все-таки сбежит, уплатить в казну 2000 рублей серебром. Иван Васильевич был грозным правителем, но мудрым, и рассудив он сменил свой гнев на милость и выпустил обвиняемого.
Этим воеводой был Данила Дмитриевич Холмский. Что там именно произошло понять трудно, вероятнее всего он стал жертвой навета от старомосковского боярства, которое завидовало стремительной и яркой карьере выходца из тверских князей.
Данила Дмитриевич вел свой род от погибшего в орде князя Александра Михайловича Тверского. Родовая вотчина его была в селении Красный Холм, от чего и пошла фамилия Холмских. Еще в 60-х годах Данила Дмитриевич прибыл в Первопрестольную и поступил на службу к Великому князю, после чего был командирован на восток, на самое опасное направление.
Здесь он проявил себя самым лучшим образом при обороне Мурома в 1468 году. В тот год татары совершили опустошительные набеги на приграничные русские земли и одному из мощных ударов подвергся этот город, где гарнизоном командовал князь Холмский. Неприятель после того, как стало понятно, что крепость готова к обороне и сходу её взять не удалось, принялся грабить предместья, не ожидая активных действий со стороны осажденных. Однако Данила Дмитриевич думал на сей счет иначе, и неожиданно для врага совершил вылазку крупными силами. В ходе боя противник был разбит и рассеян.
Иван Третий отметил смелого инициативного полководца и уже в следующем году князь Холмский командовал передовым полком конной рати (авангардом русского войска) в походе на Казань. В результате татары вынуждены были подписать мирный договор на условиях московского государя.
В конце 60-х годов новгородские элиты вели тайные переговоры с Литвой с тем, чтобы выйти из-под протектората московского князя и отложиться к Вильно. Пока был жив архиепископ Иона это было невозможно, но в 1469 году он умирает, и литовский князь Казимир Четвёртый присылает в Новгород на княжение Михаила Олельковича по приглашению боярства. Кроме того, новгородцы отправляют на утверждение кандидатуру нового архиепископа не к московскому митрополиту, а к киевскому, который был подконтролен Литве.
Этот явный демарш вынудил Ивана Третьего начать поход на строптивый город. Командовать авангардом был назначен князь Холмский. Двигаясь к городу около озера Ильмень у села Коростыни московское войско было атаковано новгородской судовой ратью. Нападение застало москвичей врасплох, и в начальной фазе боя преимущество было за северянами, однако Даниил Дмитриевич сумел восстановить управляемость отрядом, и в результате новгородцы были разбиты.
Отобранные у них доспехи, по приказу князя Холмского были утоплены в озере (чтобы не утяжелять обоз и не замедлять продвижение войска). Понимая, что его отряд слишком оторвался от главных сил московского войска Данила Дмитриевич отправил Ивану Третьему донесение о победе, в котором спрашивал о своих дальнейших действиях.
Великий князь приказал ему выдвигаться в сторону реки Шелонь куда должен был подойти отряд псковичей, выступивших на стороне Москвы в этом конфликте. Холмский оперативно отправился в указанный район, однако прибыв на место он обнаружил не союзный отряд, а главные силы новгородцев, которые в несколько раз превосходили имеющиеся в наличии Данилы Дмитриевича войска.
Разведав обстановку князь Холмский приказал атаковать неприятеля. Расчет Данилы Дмитриевича заключался в том, что новгородцы не ожидают атакующих действий от меньшего отряда. А также на то, что основу войска неприятеля составляло ополчение, в то время как под началом московского воеводы были закаленные в постоянных боях с Литвой и татарами воины. И в итоге князь Холмский наголову разбил новгородцев, в среде которых началась усобица и паника.
После своей опалы о которой говорится в начале статьи Данила Дмитриевич был восстановлен в своих правах, а уже во время стояния на реке Угре фактически руководил этой блестящей оборонительной операцией. Причем во время сражения князь Холмский отказался выполнять приказ Ивана Третьего об отходе главных сил к Москве. Он остался, так как имелись сведения о том, что у татар нет сил и средств, чтобы прорвать оборону, а в случае отхода они получили бы оперативный простор и возможность пополнить припасы из окрестных, еще не разграбленных поселений.
И в последствии Великий князь оценил решимость князя, никак не наказав его за ослушание.
Следующим ярким эпизодом военной карьеры Данилы Дмитриевича Холмского стало взятие Казани в 1487 году, когда благодаря его умелым действиям город был окружен плотным кольцом и после длительной осады, несмотря на непрекращающихся попыток неприятеля деблокады, взят штурмом.
Последним же боевым походом для прославленного полководца стала операция в Литве в 1492 году, в ходе которой ему удалось захватить города Мценск и Любутск. А в следующем году он скончался.
Таким образом тверской князь и московский воевода навсегда вписал себя в историю русской воинской славы.
Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!