Найти тему

Эмоционально-смысловой метод И. Шехтера

Оглавление
— Почему изучение иностранного языка — всегда проблема?
— У нас подход к изучению языка порочный. Надо убрать лингвоцентризм и заменить его человекоцентризмом.

Это отрывок из интервью, взятого у Игоря Юрьевича Шехтера — автора одного из самых оригинальных методов преподавания иностранных языков в России. Сразу небольшое примечание: когда мы говорим «оригинальный», то нужно учитывать, что появился этот метод в 60-70-х годах прошлого века, а то и раньше, как утверждает его создатель. Сейчас, конечно, мы уже знаем большинство принципов и приемов этого и аналогичных методов, а вот используем ли на практике… Это другой вопрос.

Принято считать, что толчок для развития данного метода дала суггестопедия Г.Лозанова, хотя сам автор не любил считать себя прямым последователем, поскольку теоретические основы метода иные, а вот некоторые практические задания действительно были заимствованы.
Собственно основная мысль выражена в приведённом выше небольшом фрагменте интервью, а теперь попробуем ее раскрыть.

Программа

Прежде всего,нужно сказать, что метод относится к разряду интенсивных по двум параметрам: во-первых, частота занятий, а, во-вторых, методика.

Весь курс обучения состоит из трех циклов, каждый длится 4 недели (23 учебных дня). Занятия проводятся ежедневно, кроме выходных, по 3 астрономических часа (4 академических), каждый цикл — 92 академических учебных часа.

Домашние задания не предусмотрены, но рекомендуется чтение изучаемых разделов учебного пособия в свободное время. Между циклами желательно сделать перерыв в 1-2 месяца, который необходимо посвятить чтению неадаптированной художественной литературы на изучаемом языке. Количество студентов в группе изначально было от 6 до 16.

  • Задача первого цикла — общение на бытовом уровне, то есть научиться вести беседу, а также выработка навыков чтения на языке.
  • Второй цикл — развитие и уже коррекция речи, в том числе монологической, т.е. умения не просто поговорить, но и выступить на языке перед аудиторией с речью, докладом или тостом, излагая свою точку зрения. Студенты участвуют в конференциях, совещаниях, дискуссиях за круглым столом.
  • На третьем цикле к участию в дискуссиях добавляется отстаивание своей точки зрения в споре и опровержение оппонента. При этом совершенствуются и развиваются все виды речевой деятельности.

Принципы

Почему первое слово в названии метода — «эмоциональный»? Да потому что эмоциям придается большое значение, именно они делают этот метод интенсивным и способствуют лучшему запоминанию материала. Благодаря им все фразы прочно закрепляются в памяти, и в следующий раз студент произнесет их инстинктивно.

Смысловым или осмысленным этот метод называется потому, что студент оперирует осмысленными фраза, то есть когда ясно, почему кто-то так сказал и для чего он это говорит.

В современной же Шехтеру традиции (да, впрочем, часто и в наше время) «любой урок иностранного языка напоминает Ионеско. У него в "Лысой певице" госпожа Смит говорит: "Девять часов. Мы уже съели суп, рыбу с чипсами и английский салат, ведь не зря же мы Смиты и живем в пригороде Лондона".» (выдержка из того же интервью). То есть у студента нет цели и мотивации выполнять то или иное задание, часто в силу его бессмысленности.

Задания

Основное задание — это этюды, то есть сценки или ролевые игры, которые студенты разыгрывают между собой. В этюдах задачи ставятся не учебные — вспомнить какие-то слова и построить из них фразы (как при традиционном обучении), а практические — купить нужный вам билет, взять такси и доехать вовремя до аэропорта, получить номер в гостинице, заказать ужин в ресторане, купить сувенир в магазине и т.д. Речь в этюдах — полная импровизация, говорить можно любыми словами, лишь бы добиться нужного результата.

Сам Шехтер так объясняет преимущества этюдов:

В этюде человек свободен. Ни сам студент, ни преподаватель заранее не знают, какие именно слова будут произнесены. Преподаватель определяет только завязку события, этюда, и - только намеком - кульминацию. Развязка же непредсказуема.
Вот, например, к администратору гостиницы подходит человек — хочет получить номер, а администратор отвечает, что номеров нет, — это завязка этюда. В это время по лестнице спускаются два постояльца гостиницы, и один из них узнает вновь прибывшего. Это — кульминация. Что случится дальше, заранее неизвестно — может, постоялец попросит администратора поставить ему в номер дополнительную кровать, может, оба приятеля решат вместе искать другую гостиницу... Да мало ли что могут придумать участники этюда! Можно построить цепочку этюдов на одну тему: например, сначала эти люди в гостинице — мужчины, старые друзья, потом — начальник и подчиненный, или это две молодые девушки...
Этюды — это непредсказуемо и поэтому интересно.

Кроме этюдов, практикуются особые виды чтения и пересказа, обмен новостями текущей культурной и общественной жизни, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсии по городу или в музеи. На более высоких уровнях возможность выступать долго и от себя реализуется через дискуссии и «мозговые штурмы», презентации проектов и даже выступления на «международных форумах и конференциях» по предложенным темам.

Онлайн-занятия

Вот с этим есть определенные сложности, так как метод построен на эмоциональном восприятии, в нем только приветствуется, чтобы все 16 человек говорили взахлеб и одновременно. Одно из обязательных требований — это рассадка студентов полукругом, чтобы все могли видеть лица других. Так что с его адаптацией в онлайн есть определенные трудности, о чем и сообщают сотрудники современной школы Шехтера на своем сайте, однако они пытаются найти какой-то компромисс с неизбежным трендом.

Грамматика

Сам автор метода в своих интервью спровоцировал обвинения в отсутствии грамматики, однако это не совсем так. Грамматика отсутствует как отдельный блок и теория, а также поменялся порядок подачи. Если в классических методах сначала идет объяснение грамматики, а затем ее отработка, то здесь, наоборот, сначала много живых примеров, а вот уже на втором цикле происходит коррекция речи (чем не focus on form?).

С основными правилами грамматики познакомиться, конечно, необходимо, но не с нее будем начинать. Правила гораздо легче усваиваются, когда их можно подкрепить уже знакомыми примерами употребления. На втором и третьем этапе обучения ставится задача выразить свою мысль не только понятно, но и грамматически правильно, но суть здесь не знание правил, а верное употребление.

Ошибки

Оценок и самого понятия ошибки не существует. «Англичанин сказал бы это так» — может поправить преподаватель.

Преподаватели

Как вы, наверное, заметили, не каждый преподаватель выдержит или с симпатией отнесется к такому стилю. Преподаватель здесь и грамотный лингвист, и талантливый учитель, а также хороший психолог, актер и режиссер. Во времена расцвета метода были подготовлены сотни преподавателей, хотя дело это было не из дешевых, а реально работали только единицы.

Студенты

Аналогично можно сказать и про студентов. По словам Арнольда Рубинштейна, последователя И.Шехтера, на такие курсы «не стоит идти людям "с бухгалтерским мышлением", которым необходимо с первых дней раскладывать по полочкам все элементы языка.»

Зато те, кто доверился, остались в полном восторге и принимали комплименты. Например, в интернете можно найти благодарные отзывы космонавта Гречко и директора Музея им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой, которые сами были очень довольны своими выступлениями на публике после прохождения недолгих интенсивных курсов.