Вопреки распространенному мнению, царь Петр новую столицу России вовсе не на пустом месте основал. До Санкт-Петербурга тут не только одно лишь болото с лягушками имелось.
Итак, брега реки Нева. Само название ее, по одной версий, в переводе с индоевропейского языка означает "новая". Люди жили в этих местах еще около пяти тысяч лет назад. Именно таким возрастом датируются найденные археологами здешние древние поселения. Одно, кстати, находилось в Разливе - том самом, где в 1917-м дедушка Ленин скрывался от царской охранки.
Примерно в IX-м столетии место будущего Питера попадает в активную мировую торговлю. Ибо оказывается прямо на знаменитом торговом пути "из варяг в греки". В слоях той эпохи, в том числе, на знаменитом Васильевском острове, найдены арабские монеты, скандинавские украшения, русские ремесленные изделия.
Около тысячи лет назад на месте Санкт-Петербурга жили славяне (кривичи с ильменскими словенами) и мелкие финно-угорские племена: водь с ижорой. Жили ребята, кстати, крайне мирно, торгуя между собой. А сама территория будущей столицы Российской империи относилась к Вотской пятине (району) Новгородской республики. Не случайно Александр Невский тут шведов разгромил в 1240-м году - они сдуру влезли прямо на русскую землю...
В 1300-м году шведы ухитрились построить в устье реки Охта собственную крепость - Ландскрону. Возмущенные подобной дерзостью новгородцы во главе с князем Андреем Александровичем, кстати, сыном Невского, тут же Ландскрону вынесли. И снесли под чистую - нечего на нашу землю зариться. Кстати, помогали русичам в том походе и ижорцы, водь, карелы.
В XIV-м столетии в здешних местах новгородцы основали первый русский городок - Орешек. То есть, сильную крепость, "что не разгрызешь". Тут же рядом располагалось и русское торговое поселение Клети. В 1500-м году все эти земли переходят вместе с Новгородом под руку Москвы.
Однако территория Питера не могла спокойно развиваться - сюда регулярно набегали шведы, никак не желавшие примириться с фактом выхода России на Балтику. В XVI-XVII вв, после Смутного времени и тяжелого для нас Столбовского мира, Швеция смогла все же на целое столетие захватить берега Невы, отрезав Русь от Балтийского моря.
Шведы хвастливо называли здешние места Ингерманландией. Мол, территории эти были когда-то тысячу лет назад шведскими. Принадлежали принцессе Ингерде, которая передала их Руси став женой Ярослава Мудрого. Разумеется, ничего такого не было.
Для закрепления своего в "Ингерманландии" шведы строят тут собственно крепость - Ниеншанц (Нюенсканс), где располагается мощный гарнизон с пушками: шведы отлично понимали, что рано или поздно русские придут свое возвращать. Стояла крепость Ниеншанц на правом берегу Невы. Подле нее появляется на Большой Охте и торговое шведское поселение - Ниен. Вокруг расположились усадьбы шведских дворян.
Впрочем, сохранились здесь и русские деревни с русскими же жителями - шведы позволили местным остаться. Исторические документы донесли до нас названия тех деревень Палениха, Кандуя, Спасское, Фроловщина. Имелся тут и воздвигнутый еще в XVI-м столетии православная деревянная Спасская церковь.
Ситуацию со шведским владением русскими брегами Невы исправил лишь Петр I. В апреле 1703-м года наши солдаты взяли штурмом Ниеншанц. Радости освобожденных местных жителей не было предела: слишком уж настрадались под шведской оккупацией.
А император решил построить в здешних местах уже собственную крепость, что навсегда б сохранила устье Невы за Россией. А потом недолго думая, уже через месяц после захвата Ниеншанца, в мае 1703-м царь-реформатор основывает Санкт-Петербург.
Любопытно, что Петр Санкт-Петербург основал на территории, которая на бумаге еще лет тринадцать считалась шведской. То есть, за границей формально.
Увы, Спасская церковь до освобождения петровского буквально чуть-чуть не дожила: в 1701-м году шведы разобрали ее на дрова.