Найти тему

"Конструктивное пространство Зотов" и его не менее конструктивная выставка

Все началось с того, что прочитала статью Григория Ревзина о реконструкции памятника эпохи конструктивизма - здания Хлебозавода №5.

К Ревзину у меня нежное отношение еще со студенческих времен. Во-первых, он вел у нас курс, во-вторых, именно под его руководством я защищала диплом. Все это случилось много лет назад, с тех пор я периодически читаю его статьи с тем же трепетом и восхищением (абсолютно без иронии пишу) и мучительным ощущением собственной туповатости в попытках с первого раза понять, о чем он говорит. Впрочем с годами то ли я немного поумнела, то ли он стал выражаться несколько понятнее, - во всяком случае, эту статью я осилила на одном дыхании.

Вкратце расскажу суть: здание Хлебозавода №5, возведенное по системе инженера Георгия Петровича Марсакова (1886–1963) именно как заводская постройка, не несет в себе каких-то особых "идей конструктивизма", помимо технологических. С точки зрения Григория Исааковича интерес представляет комплекс современных зданий архитектора Сергея Чобана, реконструировавшего заводской корпус и сделавшего его ядром архитектурного ансамбля из трех расположенных вокруг небоскребов.

Естественно, захотелось увидеть всё собственными глазами.

Получился действительно гармоничный ансамбль. Вокруг в основном кирпичные дома сталинской застройки, пространства и воздуха предостаточно, и комплекс Чобана воспринимается скорее как арт-объект, а не элемент "плотной" многоэтажной застройки, поэтому, пожалуй, мне даже понравилось. Хотя я очень не люблю небоскребы: рядом с ними чувствую себя беззащитным муравьем в клетке (которая вроде и не держит, но давит).

С точки зрения архитектуры (опять же соглашусь с Г.И. Ревзиным) внутри круглое здание не показалось каким-то особенно любопытным. Но оно вполне приспособлено для "культурного центра". Внизу - гардероб и симпатичное кафе. Второй и третий этаж - экспозиция. На четвертом - кинозал и книжный магазин.

На экспозиции довольно много народа (прикладываю фотографии для оппонентов, утверждавших, что выставки авангарда не привлекают зрителей), много молодежи, что радует. Смотрят внимательно, подолгу изучая каждый экспонат. (Листайте галерею ниже: ⤋)

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» рассказывает о рождении художественного явления, изменившего искусство ХХ века. Создатели говорили о конструктивизме как об «универсальном методе» построения материальной среды. В нем сочетались эстетические достоинства и продуманный функционал. Слово «конструктивизм» стало брендом, с которым ассоциируют советское авангардное искусство 1920-х. Прославили его архитекторы, а зачинали художники и поэты (из экспликации с сайта выставки).

Что понравилось: пространство организовано удачно, позволяет смотреть, не натыкаясь друг на друга. Картины закреплены на свободно стоящих металлических стендах, оптимально для круглого помещения.

Что не понравилось: рябь в глазах от сетчатой структуры стендов. Понятно, в прозрачности есть свои плюсы, не возникает ощущение тесноты, помещение хорошо просматривается, да и по духу геометрия сетки вполне вписывается в эстетику конструктивизма. И все же - для меня - очень отвлекающий момент.

Выставка делится на два уровня-слоя. Первый рассказывает о творчестве авангардных художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов и танцоров, эксперименты которых предшествовали рождению конструктивизма — В. Кандинского, В. Баранова-Россине, Н. Удальцовой, О. Розановой, Л. Поповой, А. Веснина, А. Родченко, В. Степановой, В. Татлина, Эль Лисицкого, К.Малевича, В.Хлебникова, А.Крученых, М.Матюшина, А.Скрябина, Л.Лукина, Чернихова и др. [...] Второй уровень посвящен рождению и становлению раннего конструктивизма. (там же).

Имена художников говорят сами за себя. Много хороших работ, всем, кто интересуется этим периодом истории искусства, выставку могу смело рекомендовать.

На втором этаже часть экспозиции посвящена киноиндустрии.

"Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции, следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод - вот наша ближайшая задача". Дзига Ветров (текст на стене в зале).

Можно подергать, "пошуметь" специальными приспособлениями для записи звуковых эффектов - шумовыми аппаратами Владимира Попова (1920-1950-е). Больше всего понравился прибор "Ветер" - большое колесо в последних кадрах видео ниже: ⤋

Там же, на четвертом этаже - особое удовольствие - любоваться коллажами Александра Родченко, одного из основоположников искусства фотомонтажа в нашей стране.

Много пространственных объектов, поэтому, думаю, четвертый этаж может быть интересен и детям, хотя в целом, конечно, выставка недетская.

Завершить заметку хочу выдержкой из дневника Александра Родченко - записью 1914 года, сделанной после посещения вечера футуристов: "Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем".

Вторых мало и здесь, на просторах Дзена. Меня обвинили в том, что я пропагандирую искусство, которое нужно запретить цензурой. Так вот, расставляя все точки, так сказать. Искусство авангарда - огромный пласт. Есть художники, которых люблю очень, есть - вообще "не мои". Например, очень спокойно отношусь к кубизму: идеи мне кажутся гораздо интереснее визуального воплощения.

Я ничего не пропагандирую и уж тем более никому ничего не навязываю. Я просто делюсь своими впечатлениями, ощущениями и мыслями. И рада общению: и с единомышленниками, и с оппонентами (но в рамках вежливости и взаимного уважения). Всегда благодарна за ваши комментарии!

☼ Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации! ☼

Александр Родченко. Иллюстрация к первому изданию поэмы В. Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Прошение на имя", 1923
Александр Родченко. Иллюстрация к первому изданию поэмы В. Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Прошение на имя", 1923