Из рабочего процесса:
Сын ученик седьмого класса, учитель сказала, что он токсичный ребёнок. Токсичность его пояснил как конфликтность. Там где сын – там конфликты, он задевает детей, комментирует обидно их действия, слова, обидно шутит. Сам сын считает, что у него в классе со всеми более или менее хорошие отношения, есть друзья, есть просто одноклассники, есть приятели с параллели. О комментировании сын пояснили так: вот недавно он выразил сочувствие девочке, вызванной к доске, сказал ей в спину: вот, бедолага! Больше в последнее время вообще никаких комментариев не припоминает.
Подскажите, что мне теперь делать с этой информацией? Может я не вижу ребёнка с другой стороны?
Слово «токсичный» сейчас используется часто и имеет очень широкое значение. Давайте отталкиваться от конкретной ситуации.
Фактическая сторона ситуации: учитель назвал ребенка токсичным. Пояснил свою позицию тем, что, по его мнению, Ваш сын провоцирует конфликты в детском коллективе. Ваш сын считает, что общается ровно и по-дружески с большей частью коллектива, конфликтов вокруг себя не ощущает.
Для уточнения фактологии важно: какому учителю принадлежат слова (это классный руководитель (проводит много часов в неделю вместе с детьми в учебной и внеурочной деятельности) или педагог, который ведет один час в неделю), это однократное высказывание или рефрен, который на протяжении какого-то количества времени сопровождает Вашего мальчика, о конфликтности подростка говорит только один педагог или об этом сигнализировал кто-то еще.
Если однократное высказывание принадлежит педагогу, мало контактирующему с классом сына, думаю, на высказывание не стоит обращать внимание. Поводом к такому высказыванию могло послужить все, что угодно: плохое настроение учителя, все они живые люди, иногда бывают не в духе; ситуативные действия сына, которые могли быть таким образом интерпретированы. Например, то самое «бедолага» прозвучало вскоре после того, как учитель ознакомился с каким-либо тематическим материалом, посвященным токсичности – ими сейчас сеть полна. Наверное, даже не так и важно, почему было сказано о токсичности, важно, что высказывание может в большей степени относиться к педагогу, его состоянию и настроению, чем к каким-то словам и действиям Вашего сына.
Если оценка поведению была дана педагогом, хорошо знающим сына, много работающим с классным коллективом, тогда имеет смысл, тем более, что Вы продолжаете испытывать беспокойство, подойти к учителю и обсудить высказывание. Что послужило его отправной точкой, и самое главное – что педагог предлагает с этим делать, как работать с этим явлением, какие рекомендации даст Вам, какую работу планирует для детского коллектива? Если это классный руководитель, то такая работа должна быть запланирована. А Вы как родители можете предложить свою помощь, но Вам важно понимать, что делать, как делать и в каком порядке.
Такой разговор может состояться, если Вы подойдете с подстройкой снизу: Вы не понимаете, что происходит, но хотите понять и помочь своему ребенку, поэтому уповаете на педагогическое мастерство учителя. При таком подходе учителю либо придется отмахнуться от своих же слов, либо спланировать меры профилактики токсичности во вверенном ему детском коллективе.