Найти тему
Центр Развития Мозга

Как рабочая память делает нас умнее?

В 1925 году на международном психологическом конгрессе в Йене психолог Эдгар Рубин заявил, что такого понятия как “внимание” в психической деятельности человека не существует. Он как бы растворил само понятие внимание в других психических процессах.
Тогда его слова были восприняты буквально. В результате многие лаборатории мира вообще отказались от серьёзных исследований внимания как такового на вплоть до конца 60-х годов. Да и сегодня некоторые исследователи считают внимание составной частью памяти, восприятия, мышления, сознания.

Илья Андреевич Мартынов
Илья Андреевич Мартынов

И в пользу такого подхода говорит идея о том, что вообще-то именно рабочая память определяет то, какое количество идей, цифр, имён, фигур вы удержите в единицу времени в поле своего сознания. Наверняка многие замечали, что запомнить номер телефона или пароль от Wi-Fi из 4-5 символов не так сложно, для запоминания семи символов уже придётся напрячься, ну а дальше, как правило, начинаются сложности. Вероятно, именно поэтому максимальная длина номеров телефонов (без учёта кодов) именно 7 символов. Когнитивисты всё ещё спорят работает ли знаменитое правило “7+/- 2”, но мы пока что про рабочую память. Данный вид памяти можно отнести к краткосрочному (удерживает в сознании информацию секунды-минуты).
По сути, это своеобразный “нейронный слепок” чего-то воспринятого или извлечённого из полученного опыта. Рабочая память и направляет функцию сознания, проводя его по заданной траектории. Она же подобно призме определяет то КАК вы реагируете на окружающий мир. Если в вашем сознании уныние, концентрация на негативном опыте, чрезмерное засилье идей из передач про убийства и расследования то и воспринимаете вы в первую очередь эти же вещи.
Кстати, психотерапевты хорошо знают, что наши убеждения, подкачиваемые в буфер рабочей памяти, постоянно преломляют наши реакции и поведение. Именно поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют совершенно по-разному. Таким образом рабочая память крутит в голове плейлист “тревожных мыслей”, “навязчивостей”, “неоправданных ожиданий”, в общем, всего того, что делает человека несчастным, тревожным, мнительным и суетливым. О том, как менять плейлист мы поговорим в следующих постах. Сейчас просто освещаем феномен. Так вот, выступая фильтром/призмой рабочая память фокусирует наше внимание на тех или иных событиях, заставляя нас мало того, что подмечать определённые детали, так ещё и реагировать в соответствии с конфигурацией мыслей в буфере этой самой памяти.
Считается, что основным нейрофизиологическим субстратом (для различных типов стимулов) является новая кора, в частности, собирается и анализируется информация в лобных долях. Поэтому рабочая память в том числе участвует в процессах принятия решений, высвечивая в нашем сознании нужные детали, последовательности событий, маршруты действий. Рабочая память должна проработать детали ранее полученного опыта, запросив информацию у других отделов коры, а также сопоставить с окружающей действительностью и обязательно учесть наличные потребности. Напомню, что никакой пирамиды потребностей Маслоу никогда не рисовал, а, напротив, упирал на то, что доминантная потребность может меняться в зависимости от текущего физиологического и ЭМОЦИОНАЛЬНОГО состояния человека. И вот с этим всем тоже приходится управляться рабочей памяти. Существует громадное множество различных моделей работы рабочей памяти. Например, для речевой рабочей памяти придуман фонологический цикл Алана Бэддели, в котором фигурируют не только лобные доли, но и речевые центры (восприятия и говорения).
В экспериментах при изучении нового языка показано, что при изучении иностранного языка информация в вербальной рабочей памяти запоминается в основном в звуковой форме, причём слова схожие по звучанию запоминаются труднее, чем те, что звучат отлично друг от друга. Также показано, что слова, со схожим значением (но разные по звучанию) не будут вызывать такого же эффекта. Поэтому нам проще запомнить ряд синонимов, чем ряд омонимов.
Рабочая память использует две разные системы для работы с визуальной и вербальной информацией.
Если две задачи, задействующие одну и ту же область восприятия (слух или зрение) выполняются одновременно, то производительность падает, по сравнению с выполнением задач по отдельности.
Выполнение двух одновременных задач, требующих использования двух отдельных областей восприятия (то есть визуального и вербального задания), почти так же эффективно, как и выполнение заданий по отдельности.
Декламация стихов во время езды на велосипеде – одинаково успешно выполняются одновременно и по отдельности.
Однако декламация стихов и написание какого-либо текста одновременно существенно ухудшает выполнение хотя бы одного из заданий, поскольку они мешают друг другу.
Тестируют вербальную рабочую память обычно в парадигме «N-back task». Последовательно предъявляют буквы (по 500 мс каждая) с паузой 2500 мс. Необходимо указать встречалась ли предъявляемая буква одну, две или три позиции назад. Чет точнее ответы – тем лучше память.
Полагают, что чем больше объём рабочей памяти и выше точность, тем дольше мы можем не соскакивать с выполнения того или иного задания, то есть концентрация внимания у нас лучше. Молекулярные нейробиологи считают, что это во многом определяется наследственностью. В частности, ферменты, разрушающие дофамин могут быть недостаточно активными, заставляя дофамин накапливаться в префронтальных отделах коры мозга. Из-за чего происходит как бы излишнее “подстёгивание” сидеть подолгу над каким-то делом, обдумывать цепочку событий, сопоставлять одно с другим и т.д. И вроде бы неплохо быть таким внимательным и мотивированным, но здесь можно попасть в ловушку сверхвысокой концентрации, когда излишняя детализация дум уводит человека в дебри блужданий по коридорам своих же собственных мыслительных конструктов. Человек кайфует от тех конструктов, которые сам же и изобретает, но иногда они становятся слишком далеки от реальности, а само внимание через чур избирательно к задачам (эта же проблема нередко касается учёных, изобретателей, философов).
Возможно именно это отчасти определяет особенности типов мышления.
Тогда возникает вопрос – что же детализированная рабочая память – это плохо. Ответ – хорошо всё в меру. Важно, чтобы рабочая память выдерживала паритет между опытом, потребностями, эмоциями и реальностью. Если баланс соблюдён – всё в порядке. Нейросети рабочей памяти - по сути то место, где сходятся акцептор результата действия и программа действий по Анохину.
Здесь важно также добавить, что у одного человека с отличной визуальной памятью припоминание объекта вызывает яркие образы, а у другого – нет. Во многом это определяется опытом и спецификой работы припоминания. Это как обратиться в архив за старинной цветной картой города и в одном случае получить оригинал, а в другом чёрно-белую некачественную копию.
И то как на внутреннем экране сознания вообще высвечивается информация является отдельным психофизиологическим (до сих пор до конца непонятным) процессом, как-то связанным с работой нисходящих потоков воображения. И таким образом, мы вновь уходим от внимания к какому-то другому когнитивному процессу.
Свойства рабочей памяти во многом определяются нашим опытом: что мы наблюдаем вокруг, какие галереи посещаем, какие стихи читаем, какие фильмы и сериалы смотрим, с кем общаемся, какие эмоции себе позволяем.
Работая над тем, что вы воспринимаете, изучаете и позволяете себе, вы влияете на рабочую память, та в свою очередь определяет ваше внимание к тем или иным вещам в этом мире, замыкая цикл.

Автор статьи Илья Андреевич Мартынов, нейробиолог, научный руководитель Центра Развития Мозга.

Приглашаем в Телеграм

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА