Судьба советских солдат, попавших в немецкий плен разная. Кто-то сгинул в лагерях, кто-то бежал, сумел выжить и даже успел отомстить, вернувшись в армию. А кто-то сдался то ли страху, то ли пропаганде и стал сотрудничать с гитлеровцами.
Бывший генерал Власов – один из таких сдавшихся. После пленения он перешел на службу вермахту и возглавил армию из советских военнопленных, примкнув к «освободительному движению» Германии. Безусловно, его предательство сказалось на судьбе людей, связанных с ним.
Жены генерала
До войны – еще в 1926 году, Власов заключил официальный брак с Анной Ворониной. С начала войны она находилась в эвакуации и, конечно, понятия не имела ни о каких предательских планах мужа. Более того, к тому моменту брак их имел чисто номинальный характер. Власов отличался любвеобильностью, и за 15 лет его жене это сильно надоело. До войны у него было немало любовниц, причем некоторые родили ему детей.
- Тем не менее, официальной жене пришлось ответить за предательство мужа. Анна Воронина отсидела 5 лет в лагерях, затем вернулась в Нижегородскую область. Была реабилитирована только в 1992 году.
Второй официальный брак носил еще более формальный характер. В апреле 1945 года Власов женился на Хайди Адельгейт Биленберг, вдове офицера СС. Союз был санкционирован лично Гиммлером. После казни Власова Хайди претендовала на генеральскую пенсию как вдова. Но так как Власов не состоял в СС, то пришлось ей удовлетвориться пенсией по первому мужу.
Любовницы
В годы войны появилось такое занятное понятие как «военно-полевая жена». Безусловно, немало солдат находили временных подруг. Но «женами» считались только спутницы высоких военных чинов, так как такой статус гарантировал своего рода «неприкосновенность» и некоторые дополнительные блага в виде пайка.
Вот такой «военно-полевой женой» для Власова стала Агнесса Подмазенко. Она была военным врачом, в 1941 году находилась рядом с «мужем» в составе 20-й армии. Себя называла не иначе как супругой генерала Власова. Последний убеждал ее в том, что он, как генерал, имеет право разводиться заочно. А поэтому ей он предлагает не сожительство, а брак.
В январе 1942 Подмазенко демобилизировалась по беременности и уехала к родным в Саратовскую область. Пока она ждала ребенка, у Власова появилась другая фронтовая жена – Мария Воронова. Что было бы дальше неизвестно, так как осенью Власов попал в окружение и связь между «супругами» прервалась.
- Летом 1943 года она была приговорена к 5 годам тюрьмы как жена изменника. Возможно, если бы Подмазенко согласилась на статус любовницы, обошлось бы без последствий. Но Агнесса упорно твердила, что она «генеральская жена».
Стоит упомянуть и еще одну женщину, с которой сожительствовал Власов – Юлия Осадчая. Познакомились они в Ленинграде в 1934 году. В 1937 она родила ему дочь Раису. Судьбы обоих женщин неизвестны. Но по-видимому, раз их имена не фигурировали в деле о предателе, ни Юлия, ни ее дочка не заинтересовали НКВД.
Дети Власова
Достоверно известна судьба только одного незаконнорожденного сына Власова – Андрея Подмазенко. Он благополучно вырос, поступил в ВУЗ, благо его официальная фамилия никакого отношении к Власову не имела. Закончив институт, работал в области социалистической экономики, стал ведущим экспертом. Поступил в партию и был секретарем парткома Куйбышевского университета.
Об отце не знал практически ничего. В доме не был даже фотографий. Мать его отзывалась о его отце нелицеприятно и отказывалась говорить на эту тему. Так как дело происходил во время войны и примеров военно-полевых романов перед глазами был множество, Андрей и не пытался уточнять.
Только в 1997 году после смерти матери Андрея Андреевича пригласили в органы, где ознакомили с семейной тайной.