Адаптация сотрудника - очень сложный и важный процесс, а эффективная адаптация - целое искусство в области менеджмента.
Приведу 8 реальных способов отработанных на практике:
1. Знай наших
Сотрудник должен не просто знать, что есть начальники Иван Иванович и Петр Петров. Он должен быть с ними знаком лично. Новичок должен понимать, что его увидели, запомнили и рады его появлению в компании. Также познакомьте его со всей командой и озвучьте, что человек новый и вся команда готова помочь ему в скорейшей адаптации. Это очень сильно располагает к тому, чтобы стажер остался работать в компании. Плюс он понимает, что в команде каждый сотрудник нужен и важен, от этого чувствует себя более комфортно, что очень важно на новом месте работы.
2. Под крыло
Назначьте наставника, ответственного. Такого чтобы не просто обучал, а понимал, что знания полученные стажером - это непосредственно результат наставничества. В период обучения это должна быть самая настоящая парочка твикс. Наставник все показывает, стажер ходит хвостиком и смотрит все. Желательно чтобы наставник был на ступеньку выше в должности. Отлично, если есть человек, которому нравится быть наставникам.
3. 3 кита
Следуйте трем правилам:
1. Объяснил-показал
2. Показал - дал попробовать самому
3. Дал попробовать самому - исправил ошибки, повторил. Когда вы что-то объясняете, вы говорите 80%, а 20% слушаете вопросы. Когда вы слушаете, что говорит или рассказывает стажер, вы говорите 30%, а 70% слушаете.
4. Саморазвитие сестра конкретики
Самостоятельность очень важна в обучении. И она может быть очень результативной, если новичку давать конкретные задания. Как это работает - дайте задание, опишите схему выполнения, обозначьте время выполнения (дайте чуть больше времени), объясните какой должен быть результат. Чем более конкретно и понятно будет описано задание и процесс выполнения, тем легче стажеру будет его выполнить. Главное дайте сделать самому.
5. Нет абьюзерству
Конечно, на начальном этапе что-то не получается. Это нормально. Тут важно как среагируете вы или наставник. Ни в коем случае не ругайте сотрудника, не критикуйте. Если произошла ошибка со стороны новичка, тут же проанализируйте, исправьте, проговорите. Решите это задачку - объясните, что было делано не так, что нужно было сделать и к какому результату могли привезти его действия. Закрепите. Но только не критикуйте.
6. Разбирайте все досконально
Когда мы учим меню с новенькими сотрудниками, мы проходим этапы:
1. Учим составы
2. Готовим блюда на кухне
3. Запоминаем внешний вид
4. Изучаем аллергены
5. Пробуем
6. Разбираем с какими блюдами и допами продавать. Наша задача показать новичку все с разных сторон так понятно, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Плюс показать один и тот же продукт с разных подразделений заведения очень увлекательный процесс, важно чтобы обучение было в увлекательным.
7. Пометки
Если у вас схемы, чек листы, таблицы, конечно все это нужно дать стажеру, но главное, чтобы он делал на них пометки такие, какие сам считает нужным. Часто менеджеры требуют соблюдения заполнения подобных документов, однако дайте человеку волю писать так, чтобы ему было удобно и понятно, а не вам. Очень часто новички видят свежим взглядом и предлагают много нового, если давать им волю думать под своим углом.
8. Открыты к общению
Если вы будете спокойно принимать предложения от новичков, вопросы, ремарки и т.д. Стажер это оценит, раскроется и будет работать на 150% лучше, потому что будет видеть, что он интересен и его мнение не пустой звук.