Краснодар - прекрасный город со старинной архитектурой и уютными улочками, с ужасными новыми микрорайонами, где нет ничего, кроме луж и человейников, и, внезапно, с довольно неплохой (по российским меркам) системой городского электротранспорта - троллейбусом и трамваем. Вот о них-то мы сегодня и поговорим!
В первый раз я посетил Краснодар в феврале 2014 года: мы с друзьями ездили в недельное путешествие по югу России, попав по дороге в небывалых масштабов снегопад, сорвавший нам почти все планы:
А в прошлой статье я показал поезда, которые можно было встретить в Краснодаре в 2014 году:
Городской транспорт Краснодара мы изучили в последний день поездки, когда погода наладилась. В 2014 году Краснодар мог похвастаться довольно широким ассортиментом моделей трамваев: примерно пополам напополам трамвайный парк состоял из вагонов КТМ-5 и чешских Татр, также было немного КТМ-8, и совсем уж кот наплакал - новых вагонов КТМ-23. Сейчас 2023 год и в Краснодаре стало ещё больше новых вагонов, а также открылась новая трамвайная линия - небывалое для России событие, ведь после распада СССР трамвайные линии только уничтожались.
Татры Т3 в Краснодаре были двух видов - обычные (покрашенные в красно-жёлтый) и модернизированные в Москве (Бело-чёрно-красные). При этом и те и другие выглядели, как новые, поэтому отличить их внешне иначе, как по окраске кузова было невозможно. Ну разве что, некоторые московские вагоны были оборудованы кондиционером.
Я никогда не перестану удивляться долговечности чешских трамваев. В России нет ни одного вагона этой модели, возраст которого менее 40 лет, но они до сих пор спокойно перевозят пассажиров, и им хоть бы хны. Взять, к примеру, Москву: тут до ноября 2021 бегали Татры, построенные в 1980-х годах, при этом успели появиться и исчезнуть целых два поколения отечественных трамвавев - КТМ-8 и КТМ-19.
Надо сказать, что большинство вагонов этой марки построены в период 1977 - 1990, но благодаря прекрасному текущему содержанию, которое смогли обеспечить власти Краснодара, это динозавры выглядят очень достойно, почти как новые. Впрочем, и сейчас в 2023 году ситуация с трамваями в столице Кубани прекрасная.
Вагоны КТМ-5 я на дух не переношу. Каждый из них морально устарел уже спустя пять минут после выхода с завода, однако это не помешало Усть-Катаву построить их почти 15 тысяч штук. Они эксплуатировались во всех городах бывшего СССР, кроме Москвы, Екатеринбурга и ещё пары-тройки других. К счастью, кое-где от них уже полностью отказались, например, в Петербурге и Смоленске, однако повезло не всем городам. Большинство трамвайных хозяйств, где эти гробы на колёсах эксплуатируются, не стремятся содержать их в хорошем состоянии, яркий пример тому - Новосибирск. Подумать только, столица Сибири, а трамвайное хозяйство выглядет как после бомбёжек, стыд и срам! Однако краснодарским трамвайщикам удаётся даже КТМ-5 содержать в опрятном и исправном состоянии.
Да, краснодарские КТМ-5 не выглядят так, будто их достали с помойки: они чистые, их красят, они не дребезжат, сидения не заменили дощатыми лавками, и ездят резво. Новосибирску следует брать пример с Краснодара, ведь если вагоны архаичные и устаревшие, это не значит, что их обслуживание можно положить в долгий ящик.
Самое замечательное, что в Краснодаре даже КТМ-5 сцеплены в поезда и катаются по два вагона. А ещё краснодарцы любят футбольный клуб "Кубань", даже раскрасили в его честь один из трамваев:
В 2011 году некоторые вагоны КТМ-5 прошли модернизацию на заводе в Тихорецке, получив обновлённый облик и новое обозначение 71-605ТН. Что ж, смотрится довольно стильно, но это всё ещё старый КТМ-5 1981 года постройки. К счастью, заниматься бесполезными модернизациями Краснодар прекратил, построив всего 10 таких чудищ-юдищ, и стал закупать новые вагоны КТМ-23.
Попался и КТМ-5, переделанный в техничку. В Москве подобных техничек почему-то совсем нет, поэтому увидеть на улице этот обрубок было в огромную диковину.
Следующий трамвай Краснодара - КТМ-8. Да, эти вагоны, придуманные в начале 1990-х, тоже были устаревшими ещё в процессе проектирования, сильно уступая по многим характеристикам нашим любимым чешским "Татрам". Но некоторые считают, что именно благодаря этим дешёвым российским аналогам в 1990-е годы удалось сохранить трамвайную систему Москвы, когда нужно было обновлять парк, а закупать заморские Татры стало слишком дорого. В Москве вагоны этой модели проработали аж до 2018 года. Большинство ушли на гвозди, но часть уехали в другие города, где и продолжают работать, в выше упомянутый Новосибирск, например. Правда, там за ними не следят и вагоны в ужасном состоянии.
Краснодарские КТМ-8 работали в городе с момента постройки и на момент нашего приезда выглядели шикарно. Хоть вагоны этой модели и не слишком далеко ушли в развитии от КТМ-5 и не блещут стильным внешним видом, у меня они всегда вызывали только тёплые чувства, потому что напоминают о Москве 2000-х и 2010-х, где прошли школьные и студенческие годы. Когда Москва рассталась с этими шкафами, мне даже было немного грустно, и когда я приезжаю в город, где они ещё работают, я всегда рад в них прокатиться, услышать вновь вой их двигателей и лязг дверей при закрытии - Хрррррр-бух!
Как и КТМ-5, КТМ-8 в Краснодаре работают по системе многих единиц (по два вагона), правда, нам в тот день такие поезда не попадались. Но вид не ушатанного КТМ-8, даже и не в составе поезда, лично меня всегда радует.
Краснодар обновляет парк подвижного состава. Уже в 2014 году там эксплуатировались "Морковки" - низкопольные трамваи модели КТМ-23. Ни за что не догадаетесь, почему их прозвали "морковками" - благодаря их рыжему цвету, разумеется. Эти трамваи пополняют столицу Кубани и сейчас, правда, их красят по новой цветовой схеме, принятой в городе - светло-серый цвет с полосами. Если не рассматривать качество сборки, то вагон достойный - выглядит современно, оснащён асинхронными двигателями и ТИСУ, а в середине есть накопительная площадка с низким полом - всё для людей.
Краснодар - не самый богатый город России, никогда не принимал старые трамваи из Москвы, кроме Татр, но их не отдавали просто так, а сначала модернизировали. Все старые вагоны работают в городе с момента постройки, а обновление идёт за счёт покупки новых вагонов, чем не могут похвастаться многие российские города, вроде Новосибирска.
Трамвайная система Краснодара покрывает далеко не весь город, но имеющиеся линии достойны называться "местным метро". Большая часть путей отделены от автомобилей, на некоторых улицах с трамваями для автотранспорта организовано одностороннее движение, а часть из них и вовсе открыты только для местных жителей и коммунальных служб. Да, автовладельцам тяжко без транзитного движения, а как вы хотели иначе получить городской транспорт, который пассажиры будут воспринимать всерьёз? Если трамвай стоит в одной пробке с автомобилями, то пользоваться им можно только от безысходности, и такой транспорт быстро чахнет.
Пути везде находятся почти в идеальном состоянии, а на одной из самых оживлённых улиц, где есть трамвайное движение - на Ставропольской - даже сделаны остановки не просто посреди дороги, а на островках безопасности - с зебрами и навесами, как в загнивающей Европе. Такой роскошью не могут похвастаться даже сейчас такие гиганты, как Москва и Петербург, причём, если в Москве остановками начали заниматься, то в Питере и конь не валялся.
Краснодарский трамвай в 2014 году произвёл головокружительно хорошее впечатление, и я с уверенностью заявляю, что он смог превзойти даже Москву, с её баснословными бюджетами. Да, в столице трамваями тоже в последнее время занимаются, но хотелось бы большего, чем закупки новых вагонов: качественных ремонтов, развития сети, а также, в конце концов, стрелок, которые переключаются из кабины водителя, а не при помощи ломика. Было бы хорошо построить и трамвайную линию на Садовом кольце по задумке Варламова и Каца, но едва ли это светит нам в ближайшем будущем.
Троллейбусную сеть рассматривать сегодня не будем, она в Краснодаре тоже не пребывает в упадке, однако грустный факт всё-таки придётся отметить. За месяц до нашего посещения Краснодар прекратил эксплуатацию уникальных троллейбусных поездов из машин ЗИУ-9, и это был последний город, практиковавший подобное техническое решение. К сожалению, руководство не сохранило ни одного поезда даже на память, поэтому технология утрачена навсегда.
Краснодарский трамвай получает от меня 9 модернизированных Татр из 10. Для транспортного фаната это - транспортный рай с его разнообразием моделей, а для пассажира - удобный и быстрый, но не лишённый недостатков, способ доехать из одной точки в другую.
Конечно, системе есть, куда развиваться: например, нужны новые трамвайные линии в районы человейников, где сейчас нет вообще никакого транспорта, нужны в большем количестве новые вагоны, а старые можно оснастить кондиционерами, но в целом - Краснодар, на мой взгляд, медленно идёт в нужном направлении.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. А если вы из Краснодара (а впрочем, из любого города) - пишите, согласны ли вы со мной или нет, а также рассказывайте, что вы хотели бы улучшить в ваших трамваях.
До новых встреч!
Оглавление и краткое содержание:
Смотрите также: