С 2014 года Россия и Украина - не друзья, а сейчас между ними и вовсе возникла непробиваемая бетонная стена толщиной в пару сотен метров и с вдвое большей высотой. Но давайте отложим политику и поговорим о моих любимых поездах: попробуем разобраться, во что превращаются приграничные железные дороги, когда два друга, долгое время живших практически в одном ритме, вдруг решают пойти разными путями.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа и я пишу повесть в нескольких частях о большом путешествии по Северо-Кавказской железной дороге, которое состоялось в не столь далёком 2014 году - как говорится, где вы были восемь лет? Сегодня я познакомлю вас с железной дорогой Замчалово - Гуково, которая ведёт из Ростовской области в Луганскую. Как я там оказался, вы можете прочитать в предыдущей части:
А я продолжаю. Итак, мы с Георгием сели в электричку Лихая - Новомихайловская и я немедленно завалился спать. Электричка проезжает Замчалово, но мы решили доехать до конечной, а выйти на обратном пути, чтобы скоротать время до рассвета. На станции Новомихайловская я смог скозь сон рассмотреть только платформу да фонари, а ещё через полчаса, когда электрчика возвращалась в Лихую, Гоша растолкал меня на подъезде к Замчалово. Выходить из тёплой электрички в морозильную камеру, которой внезапно стала вся Ростовская область, ужасно не хотелось, но и отказываться от задуманного было нельзя: не для того куплены билеты и составлены планы, чтобы сидеть весь день на вокзале.
Когда двери открылись, мы вышли на заметённую платформу станции Замчалово, по которой не ступала нога человека, и только снег танцевал с ветром под фонарями. Само собой, сугробы никто не убирал, поэтому выбраться на улицу посёлка с гордым названием "Вокзальная" удалось с затруднениями. Она представляет собой заснеженную грунтовку, окаймлённую с одной стороны лысыми кустами, а с другой - деревенскими участками - типичный пейзаж русской сельской местности.
Замчалово выглядело ни то мёртвым, ни то спящим, и я уже начал думать, что зимой люди здесь не живут, но вот на одном из участков залаяла собака, из открытых ворот другого мужик, ковырявшийся возле своих жигулей, поглядел на нас не без любопытства, а ещё дальше мы увидели в кустах припорошенный снегом самосвал КрАЗ-256, довольно редкую зверюгу, у которой вдобавок фары были установлены на бампере.
Миновав последний участок посёлка Замчалово, мы очутились в степи, где для ветра было раздолье. Хорошо, что он дул в спину, а не в табло, иначе не представляю, как бы мы осилили пятикилометровый поход по заснеженной степи, который нам предстоял. Ни одно живое существо не бродило в богом забытой пустыне тем морозным утром, никакого движения, кроме проводов, болтающихся изо всех сил, лишь две тёмные фигуры, идущие из ниоткуда в никуда.
А дорога вьётся и вьётся вдоль поля, раздваивается и соединяется, ныряет за холм, а за холмом - та же картина до следующего холма. Уже сорок минут мы бодро шагаем по безжизненной степи, не без помощи ветра преодолевая снежные заносы, и смело глядя вперёд, благодаря быстрому темпу даже согрелись. А вот и ветка на горизонте, даже видно, как едет из Луганска грузовой поезд с синим тепловозом. Ещё четверть часа - и мы, наконец выходим на однопутку. Твёрдые шпалы вместо рыхлого снега под ногами - что ещё нужно для счастья?
В хорошие времена ветка не была полумёртвой. Здесь ходили пассажирские поезда с тепловозами 2ТЭ116 Укрзализници: 141/142 Екатеринбург - Симферополь, а также 371/372 Баку - Харьков. Сегодня такое сообщение поезда даже представить сложно: поезд, идущий из Азербайджана не в Россию, а в Украину, серьёзно? Причём, составы были не робкого десятка - что Бакинский что Симферопольский от 15 до 20 вагонов. В каком году пассажирское сообщение прекратилось, мне не известно, вероятнее всего, в 2014-м, но найти фотографий этих поездов, сделанных после 2012 года, мне не удалось.
Так или иначе, в день нашего посещения пассажирского движения не было, поэтому пришлось довольствоваться грузовыми. Правда, ходил ещё пригородный до Гуково, но так вышло, что мы его не дождались.
С подвижным составом нам не везло. Спустя десять минут, как мы вышли на перегон, появился первый объект съёмки – новый на тот момент тепловоз 2ТЭ116У резервом. Мы, конечно, хотели голубенький, но угадайте, в какой окраске был наш клиент. Первая фотография получилась никакая - пейзаж унылый, тепловоз скучный, мало света и эмоций.
Надо сказать, что из-за «усиленного режима усиленной повышенной бдительности усиленной милиции и усиленных усиленной милицией железнодорожников усиленной повышенной готовности» мы немного трусили, опасаясь, что сейчас какой-нибудь машинист сообщит о нас куда следует и за нами явится товарищ старшина, но локомотивные бригады оказались приветливыми, все нам махали и свистели, поэтому скоро опасения рассеялись. Следующий поезд не заставил себя долго ждать: услышав свисток со стороны Замчалово, мы расположились для съёмки поезда, и скоро из-за холма появился синий 2ТЭ116 (он же «фантомас») с полувагонами, принадлежавший компании SFAT.
Первый успешно снятый грузовой мы отметили чаем с шоколадкой, после чего безрезультатно немного подождали поезда в обратную сторону и двинулись дальше. На протяжении почти восьми километров мы обнаружили пару приятных мест для съёмки, в каждом из которых ожидали движения, но поезда упорно не желали ехать. Спустя два часа мы оказались на прямой перед станцией Гуково и увидели мигающий жёлтым предупредительный светофор, что говорило о приближении поезда, и уже через десять минут, был снят ещё один синий фантомас с составом, вслед за которым проследовал 2ТЭ116У резервом. Угадайте, в какой окраске...
Под сильным ветром и мерзким снегом ждать следующего поезда, стоя на одном месте, стало совсем тяжело, поэтому мы решили побыстрее дойти до города, чтобы пожевать чего-нибудь горяченького, хлебнуть чая и поискать транспорт до Ростова. Только мы сделали первые шаги, как вдруг на станции зажёгся прожектор и раздался длинный гудок - это отправился грузовой поезд в направлении Замчалово.
Мы кинулись искать место, но поезд доехал до нас лишь спустя 10 минут - это был утренний 2ТЭ116У-0176, но уже с составом полувагонов. Ну вы помните, в какой окраске. Неплохая фотография нас подбодрила и Гоша предложил ещё подождать на перегоне, его идею я поддержал. Были в очередной раз развёрнуты запасы провизии, из них исчезли бутерброды и два яблока, а термос опустел уже наполовину.
Счастливое спасение
Внезапно за спиной раздался рокот мотора. Я обернулся и пнул Гошу: перед нами возник зелёный Кавзик (это такой автобус), из него вышли двое путейцев, один пошёл на путь, а другой направился к нам.
– Вы что тут делаете? − обратился он к нам.
– Ждём поезд.
– Зачем вам тут ждать поезд?
– Мы фотографируем.
- А, ну ладно, только вы тут аккуратнее, тут граница, могут докопаться, и вообще, олимпиада, «повышенная бдительность», и всё такое − посоветовал нам мужик.
Было очевидно, что он отнёсся к нам доброжелательно. А поскольку нам и так надоело ждать на ветру, мы окончательно решили покинуть место съёмки. Немного побеседовав с путейцем на тему «повышенной бдительности», мы вышли на заледенелую автодорогу, так как не в силах уже были месить сугробы вдоль путей. Пройдя несколько десятков метров, мы услышали оклик: путеец приглашал нас сесть в кавзик и доехать до города, на что мы, естественно, согласились. В автобусе мы рассказали работникам, кто мы такие, зачем фотографируем и так далее, всё как обычно, встретив с их стороны понимание.
Путейцы высадили нас улице Пархоменко около автобусной остановки, где немедленно был сфотографирован ещё один редкий в наших краях грузовик марки КРАЗ (его модель напишут автомобильные эксперты в комментариях), после чего быстро появилась маршрутка и отвезла нас на автовокзал. В кассовом зале мы с досадой узнали, что автобус на Ростов ушёл пятью минутами ранее.
Ожидать следующего рейса мы решили в кафе, где, наевшись от пуза, ещё посидели за столом, полистали друг у друга фотки и подытожили прогулку. Конечно, SFATовские 2ТЭ116 - вещь интересная, но променять на них все вкусности, которые мы могли заснять на участке Лихая - Волгоград, было обидно. Да и РЖДшные тепловозы не порадовали, терпеть не могу 2ТЭ116У в корпоративном окрасе!
Настало время уезжать. Автобус подкатил к перрону, мы заняли свои места и двинулись в Ростов. В тепле Гоша сразу уснул, позже и я к нему присоединился, а спустя час мы проснулись от слюнявых попсовых песен, которые включил зачем-то водитель.
Приключения только начинаются!
Въехав в Ростов, мы заметно потеряли скорость: из-за сильного снегопада движение было затруднено, и кое-как автобус привёз нас на автовокзал. До гостиницы планировалось ехать на маршрутке, но не тут-то было! В нужную нам сторону пробка оказалась глухая, так как город замело. Каким бы трудным ни рисовался для нас путь, мы всё же решили идти пешком, весь автотранспорт в городе оказался заблокирован метелью.
Протаптывая тропинку, борясь с ветром и крупным снегом, залепляющим глаза и нос, мы пробирались через задыхающийся в снежном плену город, минуя пробки и трамваи, намертво застрявште на заледеневших путях.
Вдобавок, у Ростова, судя по всему, отсутствует снегоуборочная техника и дворники, по крайней мере, всего этого не увидели. В подземных переходах ступеньки слились в сплошной уклон, сугробы вместо тротуаров - два часа ходьбы через это сплошное препятснвие и мы, наконец, обнаружили переулок с нашей гостиницей, по колено занесённый снегом. Наконец, мы в номере, валяемся на кроватях, верхняя одежда сохнет на батарее, а телевизор вещает о том, что из-за снегопада полностью встала трасса «Дон», по которой мы только что ехали в автобусе. Вот что называется - "пронесло".
Железная дорога Замчалово - Гуково получает 2 состава донбасского угля из 10. Скучные локомотивы и не слишком красивые пейзажи - едва ли я захочу приехать сюда ещё раз.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Если у вас есть воспоминания, связанные с поездами в тех краях, поделитесь ими в комментариях. До новых встреч!
Продолжение:
Оглавление и краткое содержание: