Найти тему

Несколько слов о журнале "Театр и искусство"

В январе ежегодно отмечается День российской печати, и в этой связи хотелось бы вспомнить издание, которое прекратило своё существование больше ста лет назад, но до сих пор изучается в творческих вузах как один из лучших театральных журналов в истории критики. 5 января 1897 года увидел свет первый номер иллюстрированного еженедельника "Театр и искусство", который был основан выдающимся журналистом, писателем, художественным критиком, режиссёром, великим энтузиастом, влюблённым в театральное дело, Александром Рафаиловичем Кугелем.

Театр и искусство: еженедельный иллюстрированный журнал — Санкт-Петербург, 1897 – 1918. Основные разделы журнала: «Хроника театра и искусства», «Музыкальная хроника», «Московские письма», «Провинциальный театр», «За границею», «Справочный отдел». 
Острые статьи, документальные материалы, письма поднимали вопросы не только профессиональные, но и социальные, материально-бытовые, касавшиеся жизни актеров и театров. Журнал выпускал ряд приложений, среди которых «Библиотека театра и искусства», «Словарь сценических деятелей».
Театр и искусство: еженедельный иллюстрированный журнал — Санкт-Петербург, 1897 – 1918. Основные разделы журнала: «Хроника театра и искусства», «Музыкальная хроника», «Московские письма», «Провинциальный театр», «За границею», «Справочный отдел». Острые статьи, документальные материалы, письма поднимали вопросы не только профессиональные, но и социальные, материально-бытовые, касавшиеся жизни актеров и театров. Журнал выпускал ряд приложений, среди которых «Библиотека театра и искусства», «Словарь сценических деятелей».

В книге воспоминаний "Листья с дерева" Кугель пишет о том, как возникло его начинание, и как ему помогло его природное "легкомыслие", без которого не было бы оптимизма, бодрости духа и веры в себя. "Когда на склоне лет оглядываешься назад, на прожитую жизнь, то видишь, что всем в ней яркому и красочному обязан именно легкомыслию, а никак не мудрой предусмотрительности и всестороннему учёту..." Конечно, он слегка преувеличивает свою неосведомлённость, когда в свойственной ему ироничной манере признаётся: "Я понятия не имел о типографской смете... у меня было рублей триста, мне казалось, что главное начать", но вряд ли, затевая журнал, он действительно понимал, сколько сил и времени будет требовать от него его детище...

История возникновения "Театра и искусства" могла бы послужить основой для сценария увлекательнейшего художественного фильма: ночь за карточным столом накануне первого визита в типографию, где Кугель неожиданно выиграл почти 2 тысячи рублей; весёлый типографщик, оказавшийся беспутным кавалерийским офицером (отец поручил ему присматривать за петербургским отделением своего Тифлисского печатного двора); ссоры с А. Сувориным, которому такой беспечный подход к редакционно-издательскому делу казался возмутительным и безответственным; разъярённый домовладелец, потребовавший снять вывеску "торгового заведения" с двери его подъезда... Но Кугель вспоминает обо всех этих событиях почти в шутку: "Боже, сколько было детства, наивности, игры!.."

Однако то, что начиналось как игра, постепенно превращалось в серьёзное периодическое издание, внимание к которому росло день ото дня. В образованном обществе того времени был запрос на глубокую театральную аналитику, всестороннее отражение и профессиональное изучение театрального процесса. Журнал появился именно в тот момент, когда был необходим: художественные интересы публики расширялись, а принципы, на которых держалось старое искусство, пошатнулись в эпоху модерна, начали рушиться в угоду господства красоты на сцене. Русская критика нуждалась в новых именах, выявлении и осмыслении свежих тенденций, в поддержке талантливых людей. "Театр и искусство" взял на себя эту миссию, и в течение 20 лет успешно справлялся с труднейшей задачей — воссоздавать и анализировать театральную жизнь во всём её многообразии.

Журнал обвиняли в том, что он был слишком ориентирован на сценический реализм (что было исторически объяснимо на рубеже XIX-XX веков, когда в моде был декаданс); и вместе с тем — в том, что его главный редактор недооценивал заслуги Московского Художественного театра, и не любил режиссёрский театр как явление. Отчасти это действительно так. Но невозможно отрицать тот факт, что А. Р. Кугель давал возможность высказаться даже самым жёстким своим оппонентам.

"Театральные критики в партере" (карикатура из журнала "Театр и искусство")
"Театральные критики в партере" (карикатура из журнала "Театр и искусство")

Основополагающий принцип редакционной политики был сформулирован как полная творческая свобода. К сотрудничеству приглашались все, кто искренне любит театр, независимо от их убеждений. Кугель приветствовал в авторах искренность, честность в оценках, желание писать всё, что думаешь, без оглядки. Такая площадка не могла остаться незамеченной: в "Театр и искусство" потянулись рецензенты, драматурги, актёры... В энтузиастах и бескорыстных поклонниках не было недостатка, сыпались предложения и корреспонденция со всех уголков страны. О театре жаждали писать и купцы, и адвокаты, и гимназические учителя, и доктора, и даже чиновники — лишь из любви к сцене, не рассчитывая на вознаграждение. Присылали пьесы, обзоры, рассказы, письма, эссе, фельетоны, карикатуры... приезжали в редакцию лично, шумели, курили, спорили. Комнаты были завалены рукописями, газетами, прочими бумагами так, что пришедшие как-то с профилактическим осмотром жандармы удивлённо спросили: "Разве у вас уже был обыск?"

"Я помню какое-то чувство, близкое к сладострастью, которое охватывало меня, когда я садился за рукописи и корректуру. Обыкновенно это было по вечерам и поздней ночью... зажигалась лампа, листы шуршали ласково и таинственно под моим пером и карандашом. О, какое это упоение редактировать чужие слова и мысли!.. " (Из воспоминаний А. Р. Кугеля)

Вклад "Театра и искусства" в историю развития театрального дела заключается и в том, что именно этот журнал первым начал всерьёз поднимать болезненные вопросы актёрского быта, условий труда артистов, особенно в провинции. Вообще, Кугель не ограничивал своих добровольных корреспондентов в выборе темы — главное, чтобы человеку было что сказать, чтобы его по-настоящему волновали проблемы современного театра. Будучи критиком, он прекрасно понимал силу слова. Забавной иллюстрацией может послужить следующий анекдот. Однажды, во время высочайшего доклада, Николай Второй, выслушав соображения С. Ю. Витте о новых мероприятиях в сфере финансов, устремил свой взор куда-то вдаль, что у него служило признаком сомнений и нерешительности, и наконец после долгой паузы молвил:

— Сергей Юльевич, знаете ли вы Кугеля?

Витте ответил, что лично не знает, но может узнать, так как для слуги царя и Отечества не может быть ничего невозможного. На что Николай, смущённо поглаживая усы, робко попросил:

— Нельзя ли устроить так, чтобы он не бранил так Матильду Феликсовну Кшесинскую?

Узнав об этом впоследствии, уже через много лет после Кугель очень смеялся, и даже изобрёл афоризм: "Власть, даже самая абсолютная, перед рецензией бессильна".