Доброго времени суток, дорогие подписчики и гости моего канала! Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору довольно известную передачу "Следствие шло" с Леонидом Каневским, рассказывающим о преступлениях и работе милиции во времена СССР, то могли заметить, что львиная доля преступлений в посте -война СССР, как правило, приходится на кражи, грабежи и хищения социалистической собственности. Однако каких-то действительно громких коррупционных дел я не припомню, за исключением знаменитого «Хлопкового дела». Но это вовсе не означает, что в СССР не было коррупции на государственном уровне. Сегодня я хочу рассказать о довольно сильном коррупционном преступлении времен СССР – «Азербайджанском деле», в ходе расследования которого было выявлено множество фактов о коррупции в правительстве Азербайджанской ССР.
задний план
Вели Ахундов (второй слева направо) — Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана с 1959 по 1969 год. Фото из открытых источников «Яндекс.Картинки».
Правительство Азербайджанской ССР ранее было замешано в коррупционных делах в 1948 году. Тогда ревизоры Госконтроля СССР в ходе проверки Совета Министров Азербайджанской ССР обнаружили подозрительный банковский счет заместителя председателя Совета Министров . Выяснилось, что он выселил Детский дом из имения и превратил его в свою дачу, обустроил за счет государства (в том числе теперь там было два бассейна), присвоил себе 3,5 га земли и завел «бизнес» по продаже фруктов по рыночным ценам, используя официальная должность. За два года выручка от продаж составила 668 тысяч рублей.
Та же дача заместителя Председателя Совета Министров Азербайджанской ССР. Фото из открытых источников «Яндекс.Картинки».
И вот спустя 21 год в Азербайджане вновь произошли интересные события. В 1969 году Вели Ахундова, бывшего первым секретарем ЦК Коммунистической партии республики, сменил председатель местного КГБ Гейдар Алиев. Такое изменение темпа сначала вызвало откровенное недоумение у местных жителей, которые, несмотря на ряд претензий к руководству, с уважением относились к политике Ахундова. И его биография воспринимается соотечественниками как пример для подражания. Он пришел к власти в 1959 году и прославился умением находить компромиссы в любой ситуации. Когда Никита Хрущев прибыл с визитом в Азербайджанскую ССР, Ахундов произвел такое хорошее впечатление, что советский лидер заявил о безоговорочной поддержке нового руководства. Но не все в республике были довольны новым лидером: причиной была клановая система, присущая азербайджанскому обществу. Сара Агаева принадлежала к очень влиятельному шушинскому клану — и после женитьбы на ней Вели Ахундов, родственные связи которого были гораздо скромнее, стал считаться гражданином Шуши. В результате представители этого клана очень быстро заняли практически все руководящие должности в Азербайджанской ССР. В то же время в невыгодном положении оказались представители других кланов, в том числе крупнейшего клана Гянджа. Пока внутренние распри Азербайджана особо не беспокоили Москву, но проблемы с выполнением госплана стали весомым поводом задуматься о смене руководства республики.
Партийной верхушке не понравилось, что Ахундов отказался отдать все свои силы производству хлопка: он считал, что это принесет крестьянам больше невыгоды, чем пользы. С другой стороны, в Азербайджанской ССР набирает обороты добыча нефти (около 21 млн т в год). И в Москве естественно предполагали, что клан Шуша попытается взять эту кормушку в свои руки. Полная монополия шушинцев давала основания думать, что в республике не все благополучно. Подозрения советского руководства полностью подтвердил Гейдар Алиев, сменивший Ахундова, в прошлом опытного офицера КГБ, который очень быстро разоблачил масштабную схему продажи должностей, о чем сообщил в Москву.
Дело Азербайджана
Гейдар Алиев в 1969 году. Фото из открытых источников «Яндекс.Картинки».
Дело Азербайджана потрясло советских граждан: оказывается, в СССР можно купить любую должность! На вопрос с иронией одного из партийных лидеров: «Ну и сколько сейчас стоит судья?» — сотрудники КГБ дали вполне конкретный ответ. Как оказалось, всего за 30 тысяч рублей можно было решать судьбы людей; такова была цена должности прокурора. И он был самым дешевым из всех остальных.
И было еще много интересного! Например, должность второго секретаря райкома стоила 100 тысяч рублей, первого — 200 тысяч. В этом же ценовом диапазоне «горячими точками» оказались ректоры местных вузов, начальники областных УВД, министры соцзащиты и коммунального хозяйства.
Конечно, в ходе следствия предполагалось, что торговля позициями не происходила без участия Ахундова, и он сам мог даже отправить свои деньги за границу. Но прямых доказательств найдено не было, и поэтому предшественник Гейдара Алиева благополучно избежал наказания. Гораздо менее довольны были сотрудники азербайджанской прокуратуры - начальник следственного управления Ибрагим Бабаев и Иза Гулиев, курировавшие деятельность судов. Алиев осудил их обоих за пособничество подпольным предпринимателям (гильдейцам). Попытки Бабаева и Кулиева оправдаться ни к чему не привели: они тут же потеряли свои должности, обратились в суд и были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу.
Именно с такого сенсационного случая начал свой путь в будущее президент независимого Азербайджана Гейдар Алиев. Всем спасибо за внимание и до скорой встречи!
#СССР #Азербайджан #коррупция #история #интересные факты #общество #политика #Гейдар Алиев #история
Стать судьей - 30 тысяч, секретарём райкома - 100 тысяч. Вспоминаем "Азербайджанское дело" - громкое коррупционное претупление времен СССР
23 января 202323 янв 2023
36
4 мин