22 января 1898 года родился Сергей Михайлович Эйзенштейн — художник, педагог, искусствовед, философ, психолог. Именно он возвысил кино с лубочного зрелища до уровня подлинного искусства. Монтажные открытия и эксперименты режиссера оказали колоссальное влияние на развитие мирового кинематографа, и по сей день не потеряли своей ценности. Представляем вам несколько интересных фактов из жизни гения.
- Должен был снять сериал о революционной борьбе
На стадии задумки документальный сериал носил название "От подполья к диктатуре" и должен был состоять из семи частей: "Женева - Россия", "Подполье", "1 мая", "1905 год", "Стачка", "Тюрьмы, бунты, побеги", "Октябрь". Увы, полностью реализовать этот цикл не удалось. Вышла "Стачка" и вышел "Октябрь", который быстро признали одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Вместо планируемой картины "1905 год" на экранах страны появился "Броненосец "Потёмкин".
- Стал доктором искусствоведения, не защитив диссертацию
Почетную учёную степень Эйзенштейну присвоили совсем не за кропотливую научную работу, а за сценарий фильма "Александр Невский", который вскоре после своего выхода на экран собрал всевозможные премии и награды и моментально разошелся на кино-цитаты.
- Создал орков для "Властелина колец"
Конечно, реальность чуть менее впечатляюща, чем заголовок, но тем не менее. Дело в том, что кто только не использовал кадры ледового побоища из снятого Эйзенштейном "Александра Невского". Причем наиболее колоритными казались тевтонские войска. Когда режиссер Ральф Бакши взялся за создание анимационного фильма "Властелин колец", он использовал в технологии ротоскопии фигуры тевтонцев из "Александра Невского" - поверх них были нарисованы орки.
- Познакомился со звёздами Голливуда
После выхода на экраны «Потемкина» Эйзенштейн обрел всемирную славу. Из Америки на встречу с молодым режиссером приезжали звезды немого кино Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, которые пригласили маэстро в Голливуд, суля контракты и перспективы. Сергей Михайлович начал хлопотать о выезде в Штаты.
Тем временем Сталин, мечтавший создать в СССР свой собственный Голливуд, разрешил молодому режиссеру выезд за границу. Вместе с ним осваивать западный опыт кинопроизводства отправились верные друзья и помощники Григорий Александров и Эдуард Тиссэ.
В мае 1929 года Эйзенштейн в Штатах. Ажиотаж вокруг него был не меньше, чем в Европе. Режиссер получил возможность лично познакомиться с теми, кем он давно восхищался — с Уолтом Диснеем, Чарли Чаплиным, Дэвидом Гриффитом.
- Был в шаге от расстрела
По возвращении из Штатов Сталин устроил Эйзенштейну настоящую травлю. Как следует из архивных документов, в июне 1932 года отец народов из Сочи наставлял оставшегося в Москве Лазаря Кагановича: «Обратите внимание на Эйзенштейна, старающегося через Горького, Киршона и некоторых комсомольцев пролезть вновь в главные кинооператоры в СССР. Если он благодаря ротозейству культпропа добьется своей цели, то его победа будет выглядеть как премия всем будущим (и настоящим) дезертирам. Предупредите ЦКмол.».
Зампред Совета Народных Комиссаров СССР в ответ доносил: «Насчет Эйзенштейна я соответствующие меры приму. Надо урезать «меценатов», либеральствующих за счет интересов государства».
Каганович хотел не просто запретить режиссеру ставить фильмы, а «вообще расстрелять… поскольку мы не можем ему доверять; он растратит миллионы, но не даст нам ничего, потому что он против социализма». Но более лояльные к Сергею Михайловичу Молотов и Жданов сумели его отстоять. По другой версии, Сталин не хотел расстреливать талантливого режиссера, втайне надеясь, что однажды тот все-таки снимет его кинобиографию.
- Разозлил Сталина
Заказ на «Грозного» Эйзенштейну сделал сам Сталин — через Жданова. Вождю хотелось не то чтобы оправдаться перед народом за годы чудовищных репрессий, но как-то обосновать свою жестокость, вписать ее в исторический контекст. И фигура Ивана IV как нельзя лучше соответствовала этой цели.
В интерпретации Сталина события выглядели так: прогрессивный царь, собиратель земель, великий и мудрый правитель строит единое государство, но реакционное боярство хочет разрушить эти планы. Во имя спасения Отечества самодержец вынужден прибегать к крайним мерам.
Сергей Эйзенштейн неделю думал над предложением вождя. В январе 1941 года режиссер приступил к работе.
Первая часть картины, в которой показаны юность Ивана Грозного, венчание на царство и Казанский поход, вышла на экраны в 1945 году. «Заказчик» пребывал в эйфории. Фильм получил хвалебные отзывы и удостоился Сталинской премии.
Однако ознакомившись со второй частью, «Боярским заговором», Сталин пришел в бешенство, назвав ее «омерзительной штукой». 4 сентября грянуло постановление ЦК ВКП (б): «Режиссер Сергей Эйзенштейн… обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников… в виде шайки дегенератов». А в феврале 1947 года режиссер вместе с актером Николаем Черкасовым, сыгравшим роль Ивана Грозного, ездили по вызову Сталина в Кремль.
На встрече присутствовали Жданов и Молотов. Вождь настойчиво требовал пересъемок. «У вас неправильно показана опричнина… как ку-клус-клан… — выговаривал Сталин, — царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета… Иван Грозный был очень жестоким, … но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств… кого-то казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал…».