Найти тему

Прорыв, разрыв и прочие праздники. 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда

В связи с тем, что военные даты становятся с годами всё более и более помпезно отмечаемыми весёлыми праздниками, чем-то вроде Дня Свитого Волентина, наверное стОит попробовать отделить мух от котлет и лапшу от ушей. Тем более, что в этом году, на 80-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда легендарная "девачка-дезайнер" извергла что-то совершенно немыслимое. Вот такой вот логотипчик красуется нынче повсеместно в нашем городке:

"официальный" логотип 80-летия прорыва блокады Ленинграда
"официальный" логотип 80-летия прорыва блокады Ленинграда
Стилизация немецкого наступления на восток
Стилизация немецкого наступления на восток

Попробуем разобраться, что же тут к 80-летию прорыва блокады Ленинграда изображено.

Очевидно, что на (очередной) трудовой подвиг "девачку-дезайнера" вдохновил мемориал "Разорванное кольцо", расположенный в Коккорево на западном берегу Ладожского озера, ставший одним из узнаваемых символов нашего городка.

1970-е годы
1970-е годы

Мемориал даже изобразился на гербе.

-5

Мемориал любят рисовать дети:

Мемориал бывает в виде макетов:

-7

В честь Мемориала выпускали монеты

Идея создания "Зелёного пояса Славы", в который входит Мемориал "Разорванное кольцо", принадлежит писателю Михаилу Дудину, а реализацией непосредственно "Разорванного кольца" занимался целый творческий коллектив авторов: скульптор К.М. Симун, архитектор В.Г. Филиппов, инженер-конструктор И.А. Рыбин, соавторы: художник В.Н. Яковлев, скульптор В.Т. Дугонец. Тем не менее, автором идеи памятника и "отцом-основателем" считается КОНСТАНТИН МИХЕЛЕВИЧ СИМУН.

Константин Симун – известный ленинградский-петербургский скульптор, художник. Памятник-знак "Разорванное кольцо", воздвигнутый по замыслу скульптора на берегу Ладожского озера, вошел в историю не только отечественной, но и мировой культуры. На долгие годы мемориал остался едва ли не единственным произведением современного монументального нефигуративного искусства.

Мемориал «Разорванное кольцо» был торжественно открыт 29 октября 1966 года.

Из воспоминаний К. Симуна: «Я стал участником проекта «Зеленый пояс Славы», посвященного обороне Ленинграда. Каждому району города был отведен определенный участок «пояса», Калининскому (там находилась моя мастерская) достался Вагановский спуск на Ладожском озере, где во время блокады начиналась Дорога жизни. Когда я увидел место, где дорога уходила под воду озера, у меня сразу возник мотив монумента, который теперь называется «Разорванное кольцо». Я часто работаю над скульптурой годами, а тут – в тот же день сделал эскиз памятника»

Из интервью К. Симуна (уже эмигрировавшего в США): «Никакого заказа не было. У меня мастерская – дом. Ее построил скульптор Шервуд. Вы могли бы знать о нем. Он еще сделал адмирала, кажется, Нахимова(?), - в Кронштадте. Он сделал еще памятник советскому воину. В длинном пальто такой, в тулупе. Он лучший скульптор, чем кто-либо. И я очень беспокоился, что мою мастерскую сломают. И я слышал, что организовали штабы благоустройства. Я оказался в Калининском райисполкоме. Он сказал – Михайлов его фамилия была – чтобы мне дали участок. Каждому давали участок. Мы сели в черную машину. Волга, абсолютно черная. И он показал везде, где что-то уже сделано или сделают. Как примеры. Тут я вам скажу: хоть и советская власть была, но жизнь была дворянская. У каждого был свой участок. И он привез на свой участок благоустройства. Это была Ладога. Довольно такая низменная хлябина. Вышел из машины архитектор Филиппов и сказал, что ему кажется, что тут надо что-то поставить. Это всё придумали не в Смольном. Это всё придумали в сердце. Я думал, что пространство нужно оставить свободным. «Разорванное Кольцо» - это не памятник. Это как бы молитва. Это молитва. Кольцо мне не приснилось. Я вообще-то не сонный человек. Я его сделал из пенопласта. Эта работа будет жить независимо ни от кого. Собчак помрет, я помру. А работа будет. В ней есть музыка. Кто одобрил? Чиновник. Один чиновник, он, по-моему, умер уже. Ему просто понравилось. Понравилось – и все. Как девушка.»

И ещё, уже видеоинтервью новообращённого американца:
"В Ленинграде у меня была мастерская, бывшая мастерская скульптора Шервуда. Вот я там и жил, и сын у нас там родился. Получаю я однажды письмо — явиться в Калининский райисполком к девяти утра. Там меня уже ждали скульптор и архитектор. Нас посадили в черную волгу и повезли на Ладожское озеро. Тогда я впервые покатался на легковой машине. Погода была осенняя, такая хмурая. Низкие облака, деревья, вода, и все в одной плоскости—горизонтальной. И там же — старинная булыжниковая дорога, которая и была на самом деле дорогой жизни. Она еще построена была до Петра I и уходила в воду. Вышел архитектор Филиппов, встал на эту дорогу и говорит: «Надо делать вертикаль. Тут все горизонтально, а мы сделаем вертикаль». Я ничего не сказал. Приехал в мастерскую и моментально сделал макет памятника, идея сразу пришла мне в голову. Я позвонил архитектору и сказал, что сделал макет. На что архитектор ответил: «А мы уже работаем с другим скульптором». Я сказал: «А я уже сделал!» Его заинтересовала моя настойчивость, он приехал в мастерскую, посмотрел макет, и сама идея разорванного кольца ему понравилась. Я люблю эту работу и ничего подобного до сих пор не видел. Вы знаете, можно со смехом сказать, что в жизни я сделал разорванное кольцо и разорванную бутылку. Так вот, потом я привез макет памятника на утверждение в Калининский райисполком. Им всем понравилось. Но вдруг один начальник встал и с тревогой спросил: «Послушайте, послушайте, а не абстрактная ли это скульптура?» Откуда-то у меня хватило находчивости: «Да, что вы! Нет, конечно! Вот эта дуга — просто дорога туда, а вот эта — обратно». Вот так мою работу приняли. Я немного преподавал в школе для глухонемых, и вот тогда в этом райисполкоме почувствовал, что я опять преподаю в этой школе."

(Интервьюировал журналист Александр Чиженок)

Фото: Александр Чиженок
Фото: Александр Чиженок

Константин Михелевич на протяжении всей своей жизни продолжал творить разные полукольца, и рассказывал про создание "Разорванного кольца" несколько не слишком совпадающих версий, но, резюмируя все версии, можно предположить, что конструкция памятника скорее всего изначально задумывалась как две стрелы, изображающие маршруты движения по "Дороге Жизни" в обоих направлениях. На идею мемориала автора явно надоумила судовая киповая планка, которая используется для швартовки и управления такелажем. Возможно тут свою роль сыграла и судовая тематика - всё-таки берег "моря", да и Дорога Жизни проходила по воде. Основной объём перевозок осуществлялся судами.

Киповая планка в продаже
Киповая планка в продаже

Такая идея "Начальству", вероятно, не понравилась. Получалось, что во время блокады существовал грандиозный траффик в обе стороны, а раз был траффик, то, получается, что блокады как бы и... ну, вы поняли. Кроме того, могли возникнуть вопросы, вроде "почему тогда голодали?", "почему всех не эвакуировали?" и т.д. И, наконец, на предполагаемом мемориале никак не был обозначен враг. Как будто войны не было. Это никуда не годилось и ни в какие ворота не лезло. Населению нужно было рассказывать совсем о другом, и показывать тоже другое. Пока неизвестно наверняка кто додумался - сам скульптор или кто-то из "Начальства", но стрелы-полуарки, изображающие двусторонний траффик, идеологически "переформатировали" в кольцо блокады, или в полукольцо, а сама Дорога Жизни стала... пустотой между полуарками. Сразу же и враг появился - это его "щупальца" протянулись навстречу друг другу! Что же касается названия - "Разорванное кольцо", то к событиям января 1943 года, когда военная осада Ленинграда была прорвана встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов, творение Симуна, разумеется, никакого отношения не имеет. Хотя очень многие в это не поверят, поскольку путают прорыв, полный прорыв, снятие блокады, освобождение от блокады, полное освобождение и т.д. Тогда те, кто не верят, и как-то связывают "Разорванное кольцо" с прорывом блокады в январе 1943 года, пусть объяснят (хотя бы себе) почему мемориал "Разорванное кольцо" расположен в 23 километрах по прямой от фактического места прорыва, да ещё и на другом берегу Невы. То есть "прорыв" и "разрыв" - это всё-таки, очевидно, не одно и то же. Из истории - хоть советской, хоть российской, мы знаем, что немцам не удалось полностью замкнуть кольцо блокады. Немцы и примкнувшие к ним сателлиты, наступавшие на Ленинград с юга, так и не смогли встретиться к востоку от Ленинграда с финнами, наступавшими с севера. То есть в военном смысле блокады не получилось, получилась осада. Возвращаемся к мемориалу "Разорванное кольцо". Что же всё-таки в окончательной версии изображают эти хрестоматийные полуарки "Разорванного кольца"? Во-первых, это никакое не кольцо, а полукольцо, во-вторых, кольца так не рвутся - внахлёст и со смещением. По сути "кольцо" выглядит разорванным только с определённых, сравнительно небольших ракурсов. Если кто-то интересуется как изображается правильно разорванное кольцо, то вот пример:

Тут видны следы воздействия - кольцо именно разорвано, оставшиеся части разделены пространством и имеют рваные края, отсутствует фрагмент этого самого цельного кольца.

У Симуна же вышло какое-то разжатое, а не разорванное (полу)кольцо. Но, мы уже определились, что в военном отношении кольца у осаждающих Ленинград не получилось, во всяком случае, замкнуть его не удалось. А разве можно разомкнуть, тем более разорвать то, что не замкнуто? В каком-то смысле всё-таки можно! С выходом немцев на южный берег Ладоги и Невы установилась не военная, а логистическая блокада Ленинграда. Все железные и автомобильные дороги, ведущие в город, были перерезаны врагом, а по воде даже без воздействия противника возить грузы и людей в Ленинград и из Ленинграда было невозможно - портов в безопасной части Ладоги не было. И вот 9 сентября 1941 года, после падения Шлиссельбурга было принято решение о создании Осиновецкого и Кобоно-Кареджского портов, способных принимать любые ладожские суда. Именно строительство портов в Осиновце и Кобоне с подъездными путями, и последующую организацию судоходства между ними можно считать "разрывом кольца". Насколько трудным было это строительство, тем более в условиях военного времени и крайне ограниченных ресурсов, можно понять из простого факта - тех портов в настоящее время не существует. Слишком сложные природные условия в этих местах - мелководья, течения, то есть гидрография совсем неблагоприятная. Даже поддерживать уже построенные порты после войны было признано нерентабельным.

На схеме трассы Дороги Жизни нередко изображаются в виде дуг или "арок"

Схема "Дороги Жизни" с инфографикой
Схема "Дороги Жизни" с инфографикой

Хрестоматийно "мемориальную композицию дополняют белые железобетонные шары, имитирующие прожекторные установки." Конечно, шар похож на прожектор как тёплое на мягкое, то есть непохож совсем. Возможно это малая архитектурная форма для "уравновешивания" композиции при зрительном восприятии. Что точно хотел показать этими шарами автор, мы уже наверное не узнаем (Константин Симун скончался в 2019 в США).

Фото 1970 года
Фото 1970 года

Официоз от культуры: «Полученный в 1966 году заказ на мемориал у Ладожского озера потрясает своей открытой формулой: он применяет реализацию метафоры, блокадное кольцо было в буквальном смысле разорвано (прорвано), полукольцо Симуна разорвано тоже, и только вода и небо свидетели тому, чего стоило это усилие. Ни фигуристых скульптурных солдат, ни протягивающих руки матерей, ни танков-грузовиков-руг-ног-голов, чистая геометрия, чистейший знак. До сих пор ничего подобного симуновскому кольцу по лаконичности и досказанности о блокаде не сделано.»

У памятников есть понятие "охранной зоны". Есть такая зона и у "разорванного кольца". Сейчас вся эта зона и сам памятник захламлены доработками 2015 года. Зачем-то зажгли "Вечный огонь", хотя у памятника и под ним никто не похоронен.

Как бы там ни было, а в нынешней официальной интерпретации полуарки так или иначе символизируют вражеские войска. И как надо было додуматься девачке-дезайнеру раскрасить эти полуарки в цвета медали "За оборону Ленинграда"? Вражеские войска получили долгожданную награду от доморощенных креативщиков?

Похоже, на каком-то этапе кто-то из нынешнего "Начальства" заподозрил неладное, и Путин был в кадре под логотипом с несколько иными цветами. Хотя это могут быть и издержки фото и видео

-17

Так или иначе монумент в Коккорево к празднуемой 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ.

Ещё образчик "победобесия" с Манежной площади для исповедующих священный культ Великой Победы. Креативщики опять эксплуатировали не относящийся к прорыву объект, и попытались ликвидировать разрыв у "Разорванного кольца". Наверное в блокаду за одни подобные мысли приговор сразу привели бы в исполнение, но нынче времена травоядные, вегетарианские, креативщиков жалко.

Забавно, что инсталляцию собрали к 18 января, а к 22 января уже всё разобрали. Не стали дожидаться Дня Ленинградской Победы 27 января.