Разнообразие подвижного состава на главной сербской узкоколейке – Шарганской осмице – поражает. Я насчитал здесь около десяти разных типов вагонов и побывал внутри как минимум пяти из них. Таблички на некоторых вагонах свидетельствуют – подвижной состав был сделан в 1920-е годы. В начале 2000-х его отреставрировали.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Шарганская осмица (или Шарганская восьмерка) – музейная узкоколейная железная дорога в Сербии. Ширина колеи – 760 мм. Свое название получила потому, что траектория самой живописной части маршрута похожа на восьмерку. Поезд, поднимаясь в горы, дважды проходит одну и ту же точку на разной высоте. Зимой и летом поезда ходят по маршрутам разной протяженности. Поезда курсируют как под тепловозами, так и под паровозами. Подробнее о железной дороге я рассказывал здесь.
Часть вагонов стоят на станции Шарган Витаси. Они составлены в четырехвагонный поезд и открыты для свободного посещения. Прогулку начинаем с милого зеленого вагона с двумя уровнями окон.
Внутри – реечные сиденья по обеим сторонам вагона. Как в рижских электричках.
На вагоне – заводская табличка, которая гласит, что произведен он был на заводе фирмы Goša в 1921 году. На сайте завода, кстати, написано, что дата основания завода – 1923 год, так что тут есть какое-то несоответствие.
И еще на сайте Goša можно найти фотографии, как эти вагоны реконструировали. Из чего можно сделать вывод, что вагоны были построены век назад и отреставрированы в 2000-е на одном и том же предприятии.
Следующий вагон – темно-синий.
Он более простой по компоновке внутри. Но имеет больше места для ручной клади.
У каждого окна есть специальные ремни, которые позволяют регулировать открытие окна.
Вагон был построен в 1924 году на завод Busch Bautzen в Германии. Этот завод существует по сей день, принадлежит холдингу Alstom и производит в числе прочего трамваи. Реконструировали вагон в 2005 году на предприятии Железных дорог Республики Сербской в городе Банья Лука (Босния и Герцеговина).
Следующий вагон – вновь зеленый, но уже с продольным размещением сидячих мест.
Этот вагон был произведен в Германии на заводе Linke-Hoffman в 1923 году. Сейчас этот завод принадлежит Alstom и утратил свое историческое название. В 2000 году вагон отреставрировали на заводе ЖЕЛВОЗ в Смедерево (Сербия). Предприятие Желвоз было основано в 1917 году и существует поныне.
Наконец, четвертый вагон – настоящее узкоколейное купе! Этот вагон есть в каталоге на сайте Goša, так что, скорее всего, он был построен именно там.
Внутри – полвагона с четырехместными купе.
Другая половина – открытого типа.
Наверное, это первый и второй класс.
Самое поразительное в этом вагоне – система вентиляции. И в голову не дует (как могло бы из окон), и свежий воздух пропускает. А если холодно, то можно закрыть.
Также на станции Шарган витаси мне удалось обнаружить пару заброшенных панорамных вагонов. Мне кажется или они действительно стоят на грузовых платформах?
Очевидно, что эти вагоны – не исторические, а относительно современные. Уж не знаю, чем они оказались плохи. Но внутри они почти развалились.
Когда я посещал железную дорогу в начале января 2023 года, на ходу был другой состав, составленный из иных четырех вагонов.
У меня не было возможности тщательно их осмотреть. Я находился в них в движении, а внутри было много пассажиров. Но несколько фотографий я сделал.
Первый вагон в составе поезда – имеет весьма интересную планировку – с баром в одной половине и мягкими сиденьями в другой.
Следующий вагон – с реечными сиденьями.
Четвертый вагон – вновь с баром и двумя рядами окон, за счет чего салон получает дополнительное освещение.
Смотрится максимально стильно!
Также на станции Мокра гора стоит состав, в который включены вагон-ресторан и грузовые вагоны.
Постараюсь исследовать их историю в следующий раз.