Найти тему
1520. Все о путешествиях

Узкоколейное купе и вагон-бар. 100-летние вагоны, которые все еще в пути

Разнообразие подвижного состава на главной сербской узкоколейке – Шарганской осмице – поражает. Я насчитал здесь около десяти разных типов вагонов и побывал внутри как минимум пяти из них. Таблички на некоторых вагонах свидетельствуют – подвижной состав был сделан в 1920-е годы. В начале 2000-х его отреставрировали.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Шарганская осмица (или Шарганская восьмерка) – музейная узкоколейная железная дорога в Сербии. Ширина колеи – 760 мм. Свое название получила потому, что траектория самой живописной части маршрута похожа на восьмерку. Поезд, поднимаясь в горы, дважды проходит одну и ту же точку на разной высоте. Зимой и летом поезда ходят по маршрутам разной протяженности. Поезда курсируют как под тепловозами, так и под паровозами. Подробнее о железной дороге я рассказывал здесь.

Часть вагонов стоят на станции Шарган Витаси. Они составлены в четырехвагонный поезд и открыты для свободного посещения. Прогулку начинаем с милого зеленого вагона с двумя уровнями окон.

-2

Внутри – реечные сиденья по обеим сторонам вагона. Как в рижских электричках.

-3

На вагоне – заводская табличка, которая гласит, что произведен он был на заводе фирмы Goša в 1921 году. На сайте завода, кстати, написано, что дата основания завода – 1923 год, так что тут есть какое-то несоответствие.

-4

И еще на сайте Goša можно найти фотографии, как эти вагоны реконструировали. Из чего можно сделать вывод, что вагоны были построены век назад и отреставрированы в 2000-е на одном и том же предприятии.

-5

Следующий вагон – темно-синий.

-6

Он более простой по компоновке внутри. Но имеет больше места для ручной клади.

-7

У каждого окна есть специальные ремни, которые позволяют регулировать открытие окна.

-8

Вагон был построен в 1924 году на завод Busch Bautzen в Германии. Этот завод существует по сей день, принадлежит холдингу Alstom и производит в числе прочего трамваи. Реконструировали вагон в 2005 году на предприятии Железных дорог Республики Сербской в городе Банья Лука (Босния и Герцеговина).

-9

Следующий вагон – вновь зеленый, но уже с продольным размещением сидячих мест.

-10

Этот вагон был произведен в Германии на заводе Linke-Hoffman в 1923 году. Сейчас этот завод принадлежит Alstom и утратил свое историческое название. В 2000 году вагон отреставрировали на заводе ЖЕЛВОЗ в Смедерево (Сербия). Предприятие Желвоз было основано в 1917 году и существует поныне.

-11
-12

Наконец, четвертый вагон – настоящее узкоколейное купе! Этот вагон есть в каталоге на сайте Goša, так что, скорее всего, он был построен именно там.

-13

Внутри – полвагона с четырехместными купе.

-14

Другая половина – открытого типа.

-15

Наверное, это первый и второй класс.

Самое поразительное в этом вагоне – система вентиляции. И в голову не дует (как могло бы из окон), и свежий воздух пропускает. А если холодно, то можно закрыть.

-16

Также на станции Шарган витаси мне удалось обнаружить пару заброшенных панорамных вагонов. Мне кажется или они действительно стоят на грузовых платформах?

-17

Очевидно, что эти вагоны – не исторические, а относительно современные. Уж не знаю, чем они оказались плохи. Но внутри они почти развалились.

-18

Когда я посещал железную дорогу в начале января 2023 года, на ходу был другой состав, составленный из иных четырех вагонов.

-19

У меня не было возможности тщательно их осмотреть. Я находился в них в движении, а внутри было много пассажиров. Но несколько фотографий я сделал.

Первый вагон в составе поезда – имеет весьма интересную планировку – с баром в одной половине и мягкими сиденьями в другой.

-20
-21
-22
-23

Следующий вагон – с реечными сиденьями.

-24
-25

Четвертый вагон – вновь с баром и двумя рядами окон, за счет чего салон получает дополнительное освещение.

-26
-27

Смотрится максимально стильно!

-28

Также на станции Мокра гора стоит состав, в который включены вагон-ресторан и грузовые вагоны.

-29

Постараюсь исследовать их историю в следующий раз.