Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О любви христиан друг ко другу

В сегодняшнем апостольском чтении кратко выражено то, что необходимо нам для спасения. Во-первых: «отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9). Недостаточно воздерживаться от зла, нужно испытывать к нему отвращение. Апостол использовал очень сильно эмоционально окрашенное слово. Можно перевести как «ненавидьте зло». По замечанию одного святого, если ты сегодня смотришь на грех без отвращения, то завтра будешь смотреть на него с вожделением. В отношении добра тоже использовано слово с эмоциональным окрасом. Не сказано просто «делайте добро», но «прилепляйтесь», то есть любите добро, будьте сердечно привержены ему.

Фото автора
Фото автора

Во-вторых, апостол советует: «в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12:11). Как именно мы можем служить Господу? В другом месте апостол Павел пишет: «всё, что делаете, делайте от души, как для Господа» (Кол. 3:23). Значит, мы любое действие – кроме греха, - можем посвящать Господу, и любое наше действие может стать для нас служением Богу. Много ли почётного в том, чтобы помыть посуду, приготовить обед, или убраться? Нет, это обычные мирские дела. Но даже их мы можем посвящать Господу. Как? Внутренне про себя сказать: «Сделаю ради Христа», и не ожидать благодарности от людей. Тогда и мытье посуды становится для нас ступенькой в Царствие Небесное. Попросил начальник на работе что-то сделать, а нам не хочется, возникает искушение отказаться, или сделать кое-как. В этот момент спросим себя: а если бы Христос сейчас пришёл и сказал: «Сделай это для Меня» - неужели бы я сделал это кое-как? Для Господа? Вряд ли.

Еще апостол написал: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12). Что значит «в скорби будьте терпеливы?» Это подсказка – как превратить скорби в путь спасения. Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Если мы переносим скорбь без возмущения и ропота, но со смирением как нечто заслуженное, с верой в то, что Бог послал ее нам ради пользы, и с благодарностью Господу за это врачевание, то скорбь становится тем, что приближает нас к Богу. А установленное Церковью молитвенное правило как раз помогает нам быть «постоянными в молитве», не сокращая ее из-за настроения.

Но особенно апостол Павел в сегодняшнем чтении говорит, что христианам нужно любить друг друга. Сам Христос заповедовал: «Любите друг друга. По тому узнаю, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу» (Ин. 13:34-35). Но апостол указывает критерий, по которому мы можем определить, исполняем ли мы эту заповедь: «Любовь да будет непритворна, будьте братолюбивы друг другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:9-10). Порой кто-то нагрубит ближнему и при этом оправдывается: это я по любви, ради его пользы обличил. Вспомним слова: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». И спросим: с нежностью ли ты обращался с ближним? «В почтительности друг друга предупреждайте»: «предупреждайте» – не в современном значении слова, это значит упреждайте, то есть не ждите с мыслью: «Если он будет первым ко мне с почтительностью относиться, тогда и я тоже». Нет. С себя начинай. Ты сам первый, без всяких условий относись с почтительностью к братьям своим.

В этом мире людей объединяет то, что они любят. Кто-то имеет одинаковое хобби: собирают марки, например. И вот два филателиста, неожиданно встретившись, сразу же находят, о чём пообщаться и располагаются друг к другу. Иногда людей объединяет любовь к одной футбольной команде – и всё, они уже готовы ехать вместе, предоставляют другому ночлег и так далее. То, что люди любят, сближает их и помогает им любить друг друга.

Но разве наша совместная любовь ко Христу не должна сближать нас гораздо в большей степени? Должна. История и современность знают много примеров настоящей христианской любви. Но, увы, далеко не всегда христиане любят друг друга. Не все даже знают друг друга в своем приходе. Человек может годами ходить в храм и никого не знать, ни с кем не общаться. Это нехорошо. Важно стараться любовь друг к другу проявлять на приходе. Многое зависит от священника – насколько он организует внебогослужебные мероприятия, встречи для прихожан. Кто-то из отцов ездит со своими верующими в паломнические поездки; кто-то организовывает сестричества или ещё что-либо. Крепче всего христиан сплачивает совместное исполнение заповедей Божиих.

От самого прихожанина тоже многое зависит. Можно подойти к священнику и сказать: у меня есть сегодня свободное время, не нужно ли чем помочь в храме? Как правило, всегда есть чем помочь, и есть люди, которые помогают. Вот хорошая возможность познакомиться с этими людьми, и делу Божьему помочь. Или вот, например, каждый имеет какую-то профессию, умение или навык, посредством которой он может быть полезен для других. И я видел на некоторых приходах такие объявления: среди наших прихожан есть врач такой-то специальности. Раз в месяц, в такое-то время он бесплатно принимает и консультирует всех наших прихожан. Один раз я видел, что кто-то в храме предлагал услуги компьютерного мастера – бесплатно в помощь своим братьям и сестрам. А иногда, бывает, человек имеющий машину, начинает подвозить в храм и обратно старых или больных прихожан. Через всё это мы проявляем любовь друг к другу.

При этом, конечно, подстерегают искушения. Начал человек подвозить, допустим, пару пожилых прихожан на своей машине после службы. И вот он один-два-три раза подвёз, а потом уже начинает думать: «Ну что я, извозчик что ли? Может быть, мне лучше в другой храм пойти, где не надо будет никого подвозить?» Что же получается: твоей любви хватило только на два-три раза?

С другой стороны, и люди, которые ездят на машине такого брата, должны быть чуткими, задумываясь: не напрягает ли это слишком брата? Если кто помог нам в чём-то, надо с усердием молиться за него. Может быть, если будем молиться, брат и не будет испытывать таких искушений. Через всё это нужно стараться искать выразить любовь друг к другу, поддерживать друг друга. Ведь когда мы называем друг друга братьями и сестрами – это не просто слова, мы действительно духовная семья. Бог нас усыновил и удочерил. Мы свои Богу настолько, насколько свои друг другу. Об этом апостол Иоанн прямо сказал, что «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21). И если люди, увлечённые даже светскими интересами, чувствуют другого человека с теми же интересами своим, а мы, будучи христианами, не чувствуем своими других братьев и сестёр, тогда возникает вопрос: а действительно ли мы любим Христа, если мы не любим тех, кто любит Христа?

Вопрос отношений нас с другими людьми – это вопрос нашего отношения к Христу. Как Он Сам сказал: «Принимающий вас Меня принимает» (Мф. 10:40), и в другом месте: «Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35). И когда праведники спросили: «Когда мы это сделали?», Он ответил: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Поэтому будем стараться возрастать в любви к ближним.

Это может быть нелегко, но только по одной причине: из-за самолюбия. Потому что нельзя делать дела любви, не жертвуя любовью к себе самому. Хочется заняться своими делами, или ничем не заниматься, отдыхать, развлекаться, - а тут вдруг просят пожертвовать своим «хочется» ради того, что нужно брату или сестре. Возникает неудовольствие, возмущение – от чего? От наших самости и самолюбия. Они мешают нам полюбить по-настоящему, как призывает апостол, и как призывает Сам Христос.

Но христианства не бывает без преодоления себя. И мы становимся сильны, когда стараемся преодолевать себя ради Христа. Если чувствуешь, что какая-то холодность наступает в духовной жизни – это значит, давно не преодолевал себя ради Господа. Чем больше мы понуждаем себя ради Бога, тем больше разгорается в нашем сердце любовь к Нему.