Гаэтано Чинизелли родился 1 марта 1815 года в Комо. С двенадцати лет поступил учеником в цирковую труппу Алессандро Гверра.
В 1841—1846 годах работал в парижском цирке Антонио Франкони совершенствовался в искусстве верховой езды у мастера конного дела Франсуа Боше
В 1846 году по приглашению своего первого учителя Алессандро Гверра, владевшего деревянным цирком в Петербурге, приехал в Россию вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне и шестилетним сыном Андреа.
Гверра привлёк Чинизелли в труппу для «усиления программы» в связи с появлением у его располагавшегося на Театральной площади заведения конкурентов в лице Поля Кюзана и Жюля Лежара, выстроивших для выступлений своих трупп деревянное цирковое здание по соседству, слева от Александринского театра.
Чинизелли выступал на сцене цирка Гверра в сезоне 1846/47 годов до закрытия заведения из-за финансового краха
В 1847 году покинул Россию и отправился в Лондон. Выступал как конный акробат, главным образом в героических и атлетических жанрах.
Создал собственную труппу, костяк которой составляли члены его семейства. Гастролировал по Европе, выступления имели успех в Париже, Лондоне, Милане, крупных городах Германии и Швейцарии.
В годы Рисорджименто работал педагогом-тренером в королевских манежах Виктора Эммануила II, за преподавательские заслуги был удостоен звания почётного шталмейстера его величества короля Италии.
В 1868 году стал обладателем личного герба и кавалером ордена Короны Италии. В разные годы Чинизелли был награжден девятью Кавалерскими знаками орденов.
Осенью 1869 года Чинизелли с семьёй прибыл в Россию по приглашению брата жены, циркача и предпринимателя Карла Гинне, владевшего «конным и гимнастическим цирком» в Петербурге. Открывшийся в декабре 1867 года на Манежной площади цирк, по оценке современников, «представлял явление только посредственное» и Чинизелли был вызван родственником для исправления положения
Семья Чинизелли, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась успехом у петербургской публики. В 1872 году Гинне покинул Петербург, передав Чинизелли руководство цирком. В 1876 году временный деревянный цирк на Манежной был известен уже как «цирк Чинизелли»
Решив открыть собственное дело в России, Чинизелли «с темпераментом конного наездника и упорством дрессировщика лошадей» стал добиваться разрешения городских властей на приобретение земельного участка Инженерного сквера у Фонтанки для постройки постоянного каменного здания цирка.
Многократные отказы власти мотивировали тем, что «цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр», где «народ» мог бы «за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть»; «постройкою цирка закроется фасад одного из замечательных зданий Петербурга, именно Инженерного замка»; дети лишатся возможности прогулок в сквере, поскольку от него «останется клочок, который будет граничить с конюшнями цирка».
Настаивая на необходимости цирка «для народа», Чинизелли предложил после сноса деревянного циркового строения «устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади (ныне Манежная)… обнести сквер железною решёткою и устроить в нём роскошный фонтан».
26 декабря 1875 года разрешение на строительство было получено
Цирк Чинизелли открылся 26 декабря 1877 года и стал первым в России каменным стационарным цирком. При строительстве здания были применены новые архитектурные решения, которые впоследствии задействовались при постройке аналогичных сооружений
В 1878 году «Петербургская газета» писала:
"Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…"
— Петербургская газета. — 1878. — № 103. — 28 мая
Посещение цирка Чинизелли вошло в моду у жителей Петербурга разных социальных слоёв. Помимо представлений в цирке устраивались вечера и праздники, публике предлагались разнообразные «новинки».
Гаэтано Чинизелли занимался дрессурой лошадей до последних дней. Умер в Петербурге 4 октября 1881 года (в Петербургском некрополе дата смерти — 16 октября).
В сопровождении торжественной процессии и военного оркестра был с почестями погребён на Смоленском лютеранском кладбище. Старший сын артиста вёл за гробом его любимую лошадь.
По оценке историка цирка Домини Жандо —
"Благодаря Чинизелли и Саламонскому русский цирк пережил свой расцвет и достиг высокого уровня мастерства… Здания, выстроенные Чинизелли и Саламонским в Москве и Санкт-Петербурге… стоят и поныне… и каждый вечер переполнены"
А вы ходите в цирк? Нравится? Или не были давно?