Пришёл ко мне очередной "хитромудрый" ученик, умудряющийся списывать домашнее задание с ГДЗ и имеющий "4" по английскому. В 6 классе он ничего не слышал про неправильные глаголы, которые у них с 5-го класса. На мой вопрос, как он умудряется получать "четвёрки" за четверть, не зная глаголов и окончаний прошедшего времени, обиделся. Решил, что я над ним надсмехаюсь. Я объяснила, что мне важно разобраться, как ему удаётся сохранять иллюзию успешности в изучении языка, так как скоро у него ВПР, и этот самообман может сыграть с ним злую шутку. В общем, оказалось, что половину заданий списывает с ГДЗ, половину забивает в переводчик и бездумно переписывает перевод, не выписывая ни единого нового слова. При этом он искренне верит в то, что знает язык на "4". А сколько их таких, приходящих после нового года, за 5 месяцев до экзамена с целью подготовиться к сдаче ОГЭ! Вот на днях явилась ко мне одна такая, двух слов связать не может, тоже с "четвёркой" за полугодие. Решила, что будет сдавать английский, при этом понятия не имеет, как выглядит экзамен, из чего он состоит.
А эти замечательные "егэшники" этого года, которые не сдавали ОГЭ из-за пандемии! Нарисовались в сентябре, уверенные, что осилят подготовку с уровня ниже среднего до выше среднего ( то есть 2 уровня пройдут за год) за 8 месяцев. Пришлось потратить время, провести тренировочные задания, чтобы у этих учеников выкатились глаза на лоб, и они начали адекватно оценивать свои шансы.
А с моим последним шестиклассником поступила так: показала картинку для описания в устной части ВПР в 7 классе. Он, конечно, был уверен, да и остаётся таковым, что письменную часть он спишет. Открытием явилось то, что картинку описывать нужно устно. Пока смотрел на фотографию для описания, всё ещё не верил, что задание сложное, если не знать слов и элементарной грамматики. Вероятно, всё ещё воображал себе, что "что-нибудь да скажет". В итоге открыла онлайн тренажёр для записи и отработки устной части ОГЭ и ЕГЭ, объяснила, что ситуация на ВПР будет похожа на устную часть ОГЭ ( приукрасила немного) и дала ему прочувствовать, как всё это будет в действительности. Вот таймер отчитал время, диктор продиктовал задание, появилось само задание (это был монолог ОГЭ), и побежал на экране бегунок таймера. И вдруг 1,5 минуты на подготовку показалось так мало, а 2 минуты на говорение тоже пробежали так быстро, что он даже по-русски не успел подумать, что можно сказать про путешествия ( такая была тема).
В общем, только прочувствовав ситуацию экзамена, парень наконец понял, зачем и как нужно заниматься английским. Вдруг осознал, что имея "4", не знает элементарных вещей и картинку описать не сможет. А ведь не узнав всё это на своей шкуре, он не верил мне, что действительно будет тест, который не сдашь с его знаниями и надеждой на списывание или помощь учителя. Фикцию под названием ВПР все они хорошо знают и особо не боятся, верят, что им помогут или удастся списать. А тут стало открытием, что нужно говорить, да ещё и на время. Не знаю, как это новое знание отразится на его отношении к подготовке к моим урокам, это станет понятно чуть позже.
Помните, я как-то писала в статье "Чем они вообще слушают?" про одноклассника моей ученицы, которому год твердили про устное описание фотографии на ВПР, а он сел перед компьютером на ВПР, достал шпаргалку со схемой ответа и начал писать! И был потрясён, когда одноклассники сказали ему, что это устное задание и нужно сдавать его компьютеру. Его фраза: " Почему мне никто ничего не сказал" как нельзя точно отражает отношение школьников к теме экзаменов - они в них отказываются верить, вернее, в их серьёзность. И открывают для себя Америку иногда прямо на экзамене. Им всё кажется, что впереди у них куча времени, все эти ОГЭ очень далеки от них, а потом вдруг раз - и пробник написан на "два". И оказывается, что времени мало, а их никто ни о чём не предупреждал.