В ноябре мы проводили в армию сына нашей знакомой, которая лет так десять назад жила с нами по соседству. Я имею в виду здесь, в селе.
На тот момент у неё было двое детей (четыре года назад ещё дочка родилась) и старший - сын - всего на пару лет моложе моего племянника. В общем, когда они были совсем ещё мальчиками, то дружили, он приходил к нам в гости, когда мы приезжали, и разницы в возрасте мальчишки не ощущали.
Мне запомнился один эпизод: наш коренной москвич сидит под яблоней и, выполняя задание бабушки, скрупулёзно складывает в ведра лежащие ковром яблоки. При этом он сортирует - гнилые в одно, хорошие - в другое. Рядом с ним сидит его деревенский друган и ничем, кроме вещания мальчишеских баек, не занимается!
Тогда мне казалось, что так не бывает, так просто не может быть: дети в селе, видя, как их родители трудятся в огороде, во дворе, утром и вечером, ежедневно "управляются", как тут говорят (занимаются скотом, птицей) не могут ничего не делать, когда видят, как трудятся их друзья. Но оказалось, что могут!
Я, признаться, думала, что из этого парня вырастет трутень. Он начинал учиться в техникуме, бросал, устраивался на работу и увольнялся. Но не спился, с плохой компанией не связался и доброты не растерял.
Конечно, всё зависит от человека. Но я лично считаю, что труд должен присутствовать в жизни даже маленького человека: свой - протереть пыль (как получится), помыть что-то, убрать на место и т.д.
Но современная система образования зиждется на совершенно ином подходе. Так, присутствуя как-то на родительском собрании всё того же горячо мною любимого племянника, я с выпученными от удивления глазами внимала классному руководителю, который рассказывал, что теперь школьникам нельзя не только парты и полы мыть, но даже доску приводить в порядок до и после уроков. Теперь и это должен делать учитель! А как же помощь старшему, воспитание трудолюбия, прививание привычки к чистоте в конце концов...
Это было не менее семи лет назад, а сейчас, наверное, такое стало абсолютной нормой в школе, я, честно говоря, не в курсе.
Просто мне хотелось бы, чтобы то, чему учу детей я, совпадало с тем, чему их будут учить в школе долгих одиннадцать лет. Да, я придерживаюсь старых принципов и искренне верю, что многие догматы из прошлого верны по своей сути. Я учу и буду учить девочек уважать старших, протягивать руку помощи нуждающемуся, а не жить по принципу "моя хата с краю, ничего не знаю", любить свою Родину, ценить то, что имеется (в реальности пока это совсем не получается, но тут я делаю скидку на возраст и обилие всего), нести ответственность за свои слова и поступки, и многому чему ещё... Для меня это аксиомы, иначе просто не может быть!
Здесь, в селе, в относительной изоляции от пороков столичного общества, в тесном контакте практически только со своей семьёй (свой неизгладимый след внесла дистанционка), я прививаю моим детям культурно-нравственные ценности, закладываю основы духовного развития и развиваю их творческое начало.
Жизнь сложна и витиевата, множество разных людей встретятся им на их жизненном пути, но основы личности, внутренние устои закладываются в детстве. Это моё мнение, это мой подход к воспитанию и я сделаю всё зависящее от меня, чтобы мои девочки выросли культурными и воспитанными.