Глава 2.
Зоя Ивановна, так звали пожилую женщину, оказалась очень разговорчивой и милой. Когда они подошли к ее дому, она остановилась.
Начало.
- Спасибо тебе, Иринушка, за твою доброту и отзывчивость. Так приятно было с тобой познакомиться и пообщаться, даже расставаться не хочется. Может, зайдешь, чайку попьем? - предложила она.
- Да нет, спасибо, - вздохнула Ирина, - у меня дел много накопилось. Даже не знаю, за что хвататься.
Она сразу вспомнила о навалившихся на нее проблемах, и такое отчаяние промелькнуло в ее глазах и голосе, что Зоя Ивановна насторожилась:
- У тебя... что-то случилось? Может, я могу чем-то помочь?
Ира хотела отмахнуться, но в лице женщины было столько неподкупного и искреннего участия, что она не выдержала и призналась:
- Меня сегодня на работе сократили. А с работой я еще и общежитие теряю. Нужно что-то делать, быстро решать, как дальше жить и где... Но я ума не приложу, что делать, - горько вздохнула она.
- Ой, ну надо же, - всплеснула руками Зоя Ивановна, - я и смотрю - предприятия один за другим закрываются, что же дальше будет? А твои родные где?
- В поселке... Но там работы совсем нет...
Зоя Ивановна посмотрела на расстроенную Иринку и скомандовала:
- Значит, так: пойдем ко мне, вместе что-нибудь решим с Божьей помощью! А я тебя еще овощами угощу со своей дачи, соленьями, все-таки поддержка.
Ирина подумала и не стала сопротивляться - поддержка ей действительно сейчас очень нужна.
- Может, подскажите, кто из бабушек комнату сдает? - спросила она.
- Сейчас подумаем...
Зоя Ивановна жила на втором этаже.
- Проходи, не стесняйся, - почему-то шепотом проговорила она.
В прихожке было темно. Пощелкав выключателем, женщина вздохнула:
- Опять лампочка перегорела, да что ж такое?
- Так давайте я вкручу, - предложила Ирина, - или сбегаю в магазин - куплю новую лампочку.
В этот момент дверь одной из комнат распахнулась, впустив в коридор небольшую порцию света, и оттуда на инвалидном кресле выехал мужчина. Увидев чужого человека, притормозил.
- Дима, сынок, знакомься, это - Ирочка, моя знакомая, - проговорила ласково Зоя Ивановна.
- Добрый вечер, - не очень любезно буркнул Дима и протянул матери уже приготовленную лампочку. А сам развернулся и тут же укатил в свою комнату.
- Здравствуйте, - пробормотала Ира уже ему в спину. Зоя Ивановна ловко залезла на табуретку и вкрутила лампочку.
Ирина почувствовала себя неловко, держа в руках пальто и не решаясь его повесить.
- Не обращай внимания, - хозяйка взяла ее одежду и повесила на крючок, - мой сынок, моя боль...
Вместе они прошли в уютную крохотную кухоньку, Зоя Ивановна поставила на плиту чайник.
Ира не решалась задать вопрос о сыне, а Зоя Ивановна сама продолжила тему, прикрыв дверь на кухню.
- Это у него после аварии... Уже несколько лет. Поначалу вообще лежал без движения, сейчас хоть, слава Богу, сидеть стал и креслом управлять, все мне полегче... Одна беда - жить совсем не хочет. Не видит смысла и не верит в свое исцеление. А это самое страшное, как говорят врачи. Я уж его и так, и эдак пытаюсь настроить на позитив. Все бесполезно! А ему ведь еще и тридцати нет!
Зоя Ивановна беззвучно заплакала. У Ирины сжалось сердце от жалости к ней.
- А ведь все так хорошо начиналось, он институт закончил, инженером на заводе начал работать, девушка у него была, пожениться собирались. И тут...
Она снова всхлипнула, хоть и крепилась изо всех сил.
- Девушка после аварии один раз в больницу пришла, посмотрела на него, с врачом поговорила и... больше не появилась. Письмо ему написала прощальное: даже не знаю, что в нем было, только могу догадываться... А Дима мой с той поры вообще перестал улыбаться. Друзья-приятели тоже какое-то время его посещали, - продолжала несчастная мать, - чтобы в шахматы с ним поиграть. Он с детства эту игру любит, у него разряд по шахматам. Но потом все реже и реже друзья появлялись... И в конце концов вообще связь прервалась. Конечно, кто захочет общаться с угрюмым и мрачным человеком. Сейчас никто к нам не ходит, только родственники изредка. А он и с ними не очень-то общается - буркнет, вот как тебе: "добрый вечер" и все...
Я даже объявление собиралась дать, что требуются молодые люди - шахматисты, чтобы играть с человеком с ограниченными возможностями. Думала, что буду им приплачивать бартером - овощами со своего огорода, сейчас трудно с деньгами и продуктами. Но... не придумала, как я ему объясню - кто эти люди, откуда и зачем?
- А давайте я попробую с ним сыграть! - вдруг заявила Ирина, сама удивившись своей решительности.
- А ты умеешь? - оживилась Зоя Ивановна, ее слезы моментально высохли, - вот было бы чудесно!
- Да, я в школе кружок шахматный посещала и даже чемпионом школы два раза становилась.
- Ух, ты! Ничего себе! - обрадовалась женщина, - вот это подарок к Рождеству! Тебя точно сам Бог нам послал!