В личной жизни у нас есть выбор, с кем общаться. На работе его нет. Как вести себя в ситуации, когда коллеги настроены нелояльно? Предлагаю подборку практических советов экспертов-психологов:
1. Посмотрите в «зеркало заднего вида».
Возможно, неприятие вполне оправданно. Может, вы когда-то что-то сказали, сделали и забыли, а осадок у коллег остался. Если ничего такого не было, переходите к следующему шагу.
2. Согласитесь не быть любимым всеми.
Вспомните: вы на работе, и в описании вакансии не было пункта «нравиться всем».
Люди, которые сосредоточены на том, чтобы понравиться, часто ставят свои отношения выше работы. Со временем, неэффективно работая, такой человек теряет самоуважение и чувствует себя несчастным.
Цель состоит в том, чтобы оставаться продуктивным и счастливым, несмотря на враждебно настроенных коллег.
3. Поговорите, предложите помощь.
Люди не узнают вас по-настоящему, пока вы не поговорите откровенно. Постарайтесь наладить контакт:
• советуйтесь;
• спрашивайте их мнение и внимательно слушайте ответ;
• обращайтесь по имени;
• избегайте конфликтных тем, например разговоров о политике.
Если вы не надоедливый и токсичный, а позитивный человек, возможно, со временем коллеги кардинально изменят мнение о вас.
Если нет, то вы сделали всё, что могли, и пришло время отпустить ситуацию.
4. Эмоционально дистанцируйтесь.
Не принимайте близко к сердцу чувства других людей. Они субъективны. Что бы вы ни делали, вы не можете их изменить. Зато себя вы вполне способны контролировать. Не делайте драмы, не заламывайте руки, а держите себя в них.
5. Не поддавайтесь на провокации.
Да, иногда трудно избавиться от шаблона «око за око». Но! Психологи уверены: как только вы поймёте, что существует множество способов, которыми вы можете отреагировать, — от «убей их добротой» до нейтралитета и молчания, – всё изменится. Это реально работает.
Избегайте любой формы симметричной эскалации конфликта.
6. Сами не провоцируйте конфликты.
Держите свои негативные эмоции, впечатления при себе, не вовлекайте коллег в конфликт, который их не касается.
7. Помните об этике и профессионализме.
В первую очередь вы – профессионал, а работа – это прежде всего место личного развития, карьерного роста. Не стоит тратить силы и время на разборки и противостояние.
Вы не имеете права отказаться от совместного проекта, а, работая над ним, должны вести себя соответствующе при любых обстоятельствах. Ведь дело не в том, как вы справляетесь с коллегами, а в том, как вы справляетесь со своими обязанностями и с собой, не поддаваясь искушению чувствовать угрозу.
Как защитить себя?
Если ваши коллеги по-настоящему враждебны по отношению к вам, терпеть беспричинную агрессию (вербальную или невербальную), клевету нельзя. Вы должны защитить себя, но сделать это в рамках Трудового и Уголовного кодексов.
Можно демонстрировать свою силу при помощи компетентности, повышать свой авторитет и влияние, укреплять доверие. Стоит также попробовать найти влиятельных союзников внутри коллектива, включая руководство. Это позволит склонить соотношение сил в вашу пользу.
И, наконец, крайний вариант. Если вы всё перепробовали, но ситуация обострилась и перевешивает вашу способность продуктивно трудиться, вероятно, пришло время подумать о новой работе.
Автор: Марина Александровна Байдюк
Психолог, Супервизор, Психоаналитик Кризисный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru