Найти в Дзене
Царьград.Спорт

Александр Колчак-Полярный: Забытые подвиги знаменитого адмирала

Оглавление
ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM
ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM

Статья от 16 НОЯБРЯ 2018 г.

Александр Колчак вошел в историю как один из лидеров Белого движения в охваченной Гражданской войной России, Верховный правитель страны, который пытался, но не смог удержать свою Родину от катастрофы. Хорошо известны и его военные свершения. Однако адмирал был еще и талантливым ученым и исследователем. В советские годы его подвиги при исследовании Арктики и невероятные открытия принижались и замалчивались. Сегодня в «Поводе для гордости» - несколько историй, которые покажут, почему Колчак по праву носил прозвище Полярный.

Из второгодников в гардемарины

Будущий первооткрыватель и автор нескольких монографий в гимназии учился совсем неважно. В 6-й Петербургской классической гимназии он чуть было не стал второгодником из-за двоек по русскому и французскому языкам, а математику знал только на тройку.

Отношение Александра Колчака к учебе изменилось лишь тогда, когда его перевели в Морское училище. Он упорно и тщательно осваивал военно-морское дело, точные и естественные науки и скоро стал первым среди товарищей. Позже однокашники вспоминали, что Колчак был настоящей «ходячей справочной» и при каких-либо затруднениях помогал товарищам, особенно — с математическими задачами. Как лучший по наукам, он был произведен в фельдфебели и назначен наставником в младшую роту. Дружбу с одним из подопечных той поры, Михаилом Смирновым, Колчак пронес через всю жизнь.

ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.

Экскурсия на Обуховский сталелитейный завод, обязательная для воспитанников Морского корпуса, вызвала у Колчаса серьезный интерес к металлургии и оружейному делу. Настолько, что английский изобретатель и оружейник Уильям Армстронг лично звал пытливого юношу стажироваться на своих заводах и затем работать инженером. Но мечты о море оказались сильнее.

На выпускном экзамене Александр Колчак стал единственным, кто ответил на все 15 вопросов по морскому делу. Единственную четверку он получил по минному делу — но, как известно из истории, впоследствии отлично освоил его на практике.

Колчак-Полярный

После выпуска из Морского корпуса Колчак выбрал для себя не военную, как можно было ожидать, а научную карьеру. Он увлекся океанографией, особенно сильно его заинтересовала северная часть Тихого океана, а именно — Берингово и Охотское моря. Он бредил экспедициями к Южному полюсу и мечтал продолжить исследования Беллинсгаузена и Лазарева.

На борту парусно-вантового клипера «Крейсер» лейтенант Колчак проводил гидрологические исследования и в 1899 году опубликовал первую научную статью, посвященную течениям Японского и Желтого морей.

Новый, XX век дал ему возможность принять участие в Русской полярной экспедиции в поиске легендарной Земли Санникова. В команде барона Толля Колчак лично отвечал за все гидрологические исследования, вел наблюдения по земному магнетизму, топографические работы, составлял подробные описания берегов, островов и льдов Северного Ледовитого океана.

ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.

Александр Колчак сопровождал Толля в санных поездках на Таймыр, когда в 30-градусные морозы ученым порой приходилось преодолевать сотни километров на собаках, а порой и самим впрягаться в упряжки. Руководитель экспедиции отметил заслуги своего помощника, присвоив имя Колчака одному из островов и мысу в Таймырском заливе. Советская власть спохватилась и переименовала их только в 1938 году. А мыс Софьи, названный Колчаком в честь его невесты Софьи Омировой, носит это имя и сегодня.

По итогам Русской полярной экспедиции лейтенант Колчак был награжден орденом св. Владимира и вошел в Императорское Русское географическое общество. А в своей монографии «Лед Карского и Сибирского морей» он сделал несколько наблюдений, которые заложили основу мирового учения о морских льдах. Материалы, собранные Колчаком, спустя более чем полвека использовались при освоении Серморпути.

ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.

Уже в 1990-е годы журнал «Наука и жизнь» писал, что, не случись революции, Александр Колчак, несомненно, стал бы гордостью России как полярный исследователь. Так, например, пророческие тезисы Колчака по поводу глобального масштаба дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане нашли подтверждения спустя полвека, когда в Арктике появились советские и американские дрейфующие станции.

Русское географическое общество превозносило его «географические подвиги» и отметило заслуги высшей наградой — Константиновской медалью, которая до этого момента никогда не вручалась российским подданным. А современники дали мореплавателю почетное прозвище — Колчак-Полярный.

Командующий ледокольным флотом

Как известно, Колчак оставил свою научную работу с началом Русско-японской войны и проявил себя столь же блестящим стратегом, сколь и ученым. Но тяга к исследованиям его не отпускала.

После осады Порт-Артура Колчак, получивший ранение и тяжело заболевший, попал в госпиталь, а затем был вынужден взять длительный отпуск. Тогда он вернулся к работе над материалами, собранными во время полярных экспедиций. К слову, его отчеты из нескольких походов в Арктику оказались столь значимыми, что специально созданная комиссия Академии наук изучала их до 1919 года.

А сам исследователь в 1906 году был прикомандирован к Академии наук «для обработки картографического и гидрографического материалов Русской полярной экспедиции». Тогда он опубликовал несколько статей, а также подготовил к печати впервые составленные карты побережья Таймырского полуострова и Новосибирских островов.

Колчак не только сам писал научные работы, но и переводил на русский язык публикации зарубежных ученых, в том числе справочные издания. Также он стал автором доклада об условиях плавания вдоль Арктического побережья России, научно обосновав возможность Северного морского пути. А затем отправился в экспедицию для сбора данных о Севморпути.

ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.
ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ GLOBALLOOKPRESS.COM.

В советское время практически не упоминалось о том, что Колчак лично участвовал в разработке ледоколов «Вайгач» и «Таймыр». Именно он предопределил всю логику развития ледокольного флота России до наших дней, предложив революционные конструкторские решения.

В 1910 году два корабля вышли из бухты Золотой Рог, дошли до Петропавловска-Камчатского, а всего спустя два месяца вернулись во Владивосток. Колчака вызвали в Морской генштаб и поручили обеспечить Балтийский флот быстроходными и маневренными кораблями. Его научная карьера на этом закончилась.

Позднее, в Гражданскую войну, Александр Колчак, не оставивший мыслей о русской Арктике, долго держал под рукой карту полярных исследований и даже создал Комитет по исследованию и использованию Северного морского пути. Этим планам не суждено было сбыться, но это уже совсем другая история.

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Фотографии предоставлены globallookpress.com

Не забывайте ставить лайк!

Подписывайтесь на канал!

Источник