Партийный руководитель Ленинграда был убит в 1934 году Николаевым - мелким сотрудником одного из ленинградских райкомов. Его жена Мильда Драуле работала официанткой при секретариате Кирова в Смольном.
Сергей Миронович, по воспоминаниям работавших там, любил женщин. У него было много любовниц из числа артисток Мариинского театра. Мильда Драуле прислуживала на некоторых кировских вечеринках. Молодая привлекательная женщина понравилась Кирову и стала его очередной «подружкой».
Что касается ее мужа, то он отличался неуживчивым характером и даже однажды был исключен из членов партии, но потом восстановлен. По партийному билету Николаев прошел в здание Смольного и в порыве ревности сделал роковой выстрел в его хозяина.
Это убийство было максимально использовано Сталиным для ликвидации своих политических противников и развязывания кампании террора. Для него смерть Кирова создавала возможность создания мифа о тайном заговоре. Поэтому официальная версия убийства, опубликованная в прессе, представляла вымысел с начала и до конца. Она заключалась в том, что покушение на него организовало руководство ленинградского НКВД по приказу Троцкого и Зиновьева.
В свою очередь Хрущев выдвинул свою версию. Кирова, якобы, убили по приказу Сталина, который видел в нем своего соперника. Действительно, партийные руководители Ленинграда упрашивали Сергея Мироновича выдвинуть свою кандидатуру на пост Генерального секретаря на XVII съезде партии. Однако, документов, подтверждающих причастность Сталина или аппарата НКВД к покушению, не найдено.
Добавим, что хрущевская версия была позднее принята Горбачевым как часть антисталинской кампании. К тому же, компартия, требовавшая от своих членов безупречного поведения в личной жизни, не могла объявить, что руководитель ленинградской партийной организации был запутан в связях с замужней женщины и пострадал от этого. Так был создан миф о здоровом ядре в ЦК во главе с Кировым в противовес Сталину и его единомышленникам. Горбачеву нужно было спасать репутацию компартии.
Высшие чины НКВД, осведомленные о личной жизни Кирова, знали, что причиной его убийства была месть обманутого мужа. Но никто не осмелился даже обмолвиться словом об этом. Оспаривать версию Сталина о заговоре против партии было смертельно опасно. Никто в верхних эшелонах власти не мог помешать ему использовать это убийство в своих целях. Впоследствии «Дело Кирова» замалчивалось в угоду политическим соображениям. Каждое новое расследование плодило ложь, которая затрудняла возможность будущим поколениям реконструировать происшедшие в Смольном события.
Спекуляция по поводу смерти Кирова продолжалась до 60-х годах. Шли анонимные сигналы о том, что истинный убийца сумел скрыться и до сих пор живет в одной из прибалтийских республик. Заключение Комиссии партконтроля об обстоятельствах покушения так и не было опубликовано. Осенью 1990 года в газете «Правда» появились материалы КГБ по расследованию покушения на Кирова. В них утверждалось, что его убийство носило сугубо личный характер. Какие-либо подробности, имена и мотив преступления упомянуты не были.
Примечание:
Историки считают, что роман Кирова с Мильдой Драуле закончился смертельным исходом из-за ревности ее мужа.
После покушения подверглись репрессиям все родственники и близкие знакомые Николаева и его жены. По этому делу были расстреляны 12 человек, в том числе и Мильда Драуле.