Именно такой была первая реакция после просмотра новой картины Ноа Бумбака с Адамом Драйвером в главной роли по мотивам одноименного романа Дона Делилло 1985 года. Вероятно потому, что моё сознание не способно воспринимать иносказательность абсурдистских произведений. Впрочем мои претензии к фильму несколько в другом.
Действие “Белого шума” происходит в 1980-х годах в Америке и расскажет о жизни учёного (специалиста по Гитлеру, к слову) и его семьи, когда недалеко от их городка происходит авария с загрязнением воздуха.
Впрочем в оправдание фильма могу сказать, что он сразу не скрывал своей основной жанровой принадлежности к абсурдистской комедии. Льющиеся диалоги первой четверти картины никак не проясняют происходящее и, кажется, не имеют особого смысла. Хотя и вызывают улыбку от бесконечных скачков с темы на тему и от динамики, с которой герои обмениваются репликами.
А вот после зрелищной катастрофы (почти как в “Супер 8”), фильм делает резкие повороты. То в фильм-катастрофу, причем местами довольно жутковатую. То в семейную драму, как часто бывало у Бумбака. А то и в полноценный триллер с попыткой убийства.
Жанровые винегреты, как показывает практика, не идут картинам на пользу. Вспомнился недавний “Амстердам”, хотя в нём не было абсурда, да и переходы от жанра к жанру были куда резче, чем в “Белом шуме”. Последний при внушительном 80-миллионном бюджете также проваливается в прокате.
Однако даже противоречивые отзывы критиков и зрителей не помешали картине получить премию Green Drop Award (Зеленый Крест Италии) на 79-м Венецианском международном кинофестивале, где 31 августа 2022 года состоялась мировая премьера картины.
Рецензенты хвалили режиссуру, операторскую работу, партитуру Дэнни Элфмана и актёрскую игру, а вот сценарий, продолжительность в 136 минут и смены тона восприняли далеко не столь однозначно.
Однако в ней немало абсурдного юмора, который у меня вызывал улыбку и смех, что субъективно сделало картину скорее дорогой артхаусной комедией (чего только стоят финальные титры – это к артхаусности, не к комедийности), которая не каждому зрителю придется по вкусу. Но кинолюбитель, знакомый с именами, упомянутыми в этой статье, посмотрит её хотя бы из любопытства.
“Белый шум” с 30 декабря 2022 года на Netflix, и сегодня доступен в хорошем качестве в сети.