Гениальный русский ученый и просто умнейший человек Александр Зиновьев писал:
"Период СССР – величайшая эпоха в истории России и один из величайших феноменов в истории человечества".
А. А. Зиновьев. "Планируемая история".
Не всё в Союзе было идеально и ошибок власти сделали немало. Но если бы не было ошибок, то социализм и СССР существовали бы до сих пор. Лично меня не устраивало, что большевики допустили разрыв истории. Многое из того, что было до них, они с ходу отвергли. В том числе предали забвению подвиги героев Первой мировой войны, которая по их мнению являлась несправедливой, империалистической и чуждой народу.
Большевики уверяли массы, что героические поступки в ходе ПМВ совершались не на благо страны и народа, поэтому писать и говорить о них перестали. Кроме того, они умалчивали о массовых подвигах русских людей в годы Первой мировой войны, чтобы не повышать престиж царизма. А подвигов было совершенно немало, ведь только Георгиевскими крестами наградили около 1.6 млн. солдат. Один из самых выдающихся подвигов – бой канонерки "Сивуч" со всей немецкой эскадрой. Собственно, об этом далее и пойдет речь в текущей статье.
"Сивуч" и капитан Черкасов.
Канонерку "Сивуч" ввели в строй в августе 1908 года. Это был небольшой кораблик-трудяга и имя он носил негромкое. В период ПМВ "Сивуч" производил установку мин в Рижском заливе, а также обстреливал позиции немцев в прибрежной зоне и занимался будничными делами. В то время большие корабли: линкоры и крейсера берегли. Как правило, они стояли в хорошо защищенных портах, ну а тяжесть войны несли недорогие суда: канонерки, эсминцы, миноносцы и т. д.
Командовал лодкой и в целом дивизионом канонерок Петр Черкасов – представитель древнего дворянского рода из семьи потомственных морских офицеров. В годы Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) Петр Нилович отличился особенно и получил 5 орденов. Служил герой на легендарном броненосце "Севастополь", который затопили 2 января 1905 г. у берегов Порт-Артура, чтобы судно не досталось японцам. Кроме того, в 1912 г. он окончил Морскую академию и стал капитаном 2 ранга (кавторангом).
Решение о возвращении в Моодзунд.
В августе 1915 г. войска германцев вплотную приблизились к Риге, возникла угроза её захвата. Также вражеские линкоры, крейсера и эсминцы вошли в Рижский залив. В этой ситуации в верхах возникла паника, а управление войсками Ставкой было во многом потеряно. Именно поэтому 19 августа Петр Нилович почти одновременно получил два взаимоисключающих приказа:
1) От своего непосредственного начальника каперанга Трухачева: канонерским лодкам "Сивучу" и "Корейцу" оставаться в Риге под защитой береговых батарей, в крайнем случае зайти в Двину;
2) А чуть позже от комфлота адмирала Канина: срочно идти в Моодзунд.
Сам Черкасов ещё вечером 17 августа запрашивал шифровкой разрешение на отход, но в штабах решали вопрос больше суток. В итоге кавторанг решил исполнить приказ старшего по званию, ведь так требовал от него Устав. Перед походом офицеры договорились, что если столкновение с германским флотом станет неизбежным, то канонерки "Сивуч" и "Кореец" разойдутся в разные стороны, чтобы спаслась хотя бы одна из них. В тот же день, 19 августа канонерские лодки покинули Ригу и взяли курс на Моодзунд.
Бой с немецкой эскадрой.
Суда шли навстречу неизвестности и германскому флоту, который поджидал их у острова Кюно. Вскоре на их пути возникли крейсер "Аугсбург" и пара эсминцев. Все это происходило в условиях сильного тумана и русские суда постарались скрыться. Однако более быстроходные корабли немцев догнали беглецов и осветили их прожекторами, открыв ураганный огонь.
Чтобы дать "Корейцу" уйти, герой повествования повернул свою канонерку прямо на врага. Шесть орудий "Сивуча": два 120-мм и четыре 75-мм стреляли не переставая по "Аугсбургу". Огонь был настолько мощным, что в тумане капитан немецкого крейсера принял канонерку за линкор "Слава" и позвал на помощь всю немецкую эскадру. Вскоре в бой вступили два немецких линкора: "Позен" и "Нассау", а также несколько эсминцев и миноносцев. По "Сивучу" следовали залп за залпом одновременно из нескольких десятков орудий. Вот что писал об этом Пикуль:
""Сивуч" был объят пламенем до клотика. Внутри канонерки рвались боезапасы. Её палуба стала красной, и подошвы сапог сгорали у матросов. Левый борт раскалился добела: броня, касаясь воды, яростно шипела, не остужаясь. Красивый человек стоял на мостике „Сивуча“ – при орденах, при оружии, при перчатках. "Сивуч" уходил на дно с честью... В эти минуты с канлодки передали последнее известие без шифра, открытым текстом: "Погибаю зпт но не сдаюсь тчк"".
В. С. Пикуль, роман "Моодзунд".
Добили "Сивуч" четырьмя торпедами. Из 148 членов команды немцы спасли двух офицеров и 48 матросов, из которых лишь 15 не были ранены. Когда русских моряков подняли на борт "Нассау", то в честь героев весь экипаж линкора был выстроен во фронт. К сожалению, сбежавший "Кореец" вскоре сел на мель и был взорван. Однако в 1915 г. немцы не смогли захватить Ригу и вывели свой флот из залива.
"Балтийский Варяг".
Что и говорить, подвиг фантастический - одна маленькая канонерка сражалась со всей немецкой эскадрой! Героизму экипажа дали высокую оценку военные во всем мире, а "Сивуч" единодушно окрестили "Балтийским Варягом". В свою очередь Пётр Нилович Черкасов вписал свое имя в историю и ему присвоили звание капитана 1 ранга посмертно. Также его наградили орденом "Святого Георгия IV степени" – высшим военным орденом в Российской империи.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.