Найти в Дзене
Генетика для всех

Иногда они возвращаются. Почему некоторые люди рождаются с хвостом?

Оглавление

Наверняка вы о таких слышали на уроках биологии в школе и знаете, что подобный возврат к признакам предков называется атавизм. Но почему это происходит? Как объясняется с генетической точки зрения? Будем разбираться.

Вообще-то у каждого из нас есть гены, отвечающие за хвост...

Вы знали? Гены эти отвечают за его длину, толщину, степень покрытия шерстью, окраску этой шерсти. Гены есть, а хвоста нет - как так? А просто эти гены заблокированы за ненадобностью.

Как происходит блокировка гена?

Посмотрите на схему строения нашего гена (эукариоты - это мы - все организмы, в клетках которых есть ядро, и у нас именно так устроены гены):

Как видите, в нём несколько различных частей. Непосредственно наследственная информация находится только в транскрибируемой части, да и то не во всей. А ещё есть регуляторная зона, в которой: 1) промотор - он привлекает к гену вещества, которые сделают его копию, это нужно для реализации наследственной информации; 2) оператор - этот даёт разрешение на начало реализации наследственной информации, то есть именно оператор даёт отмашку "Поехали!" при копировании гена (при транскрипции). Ну а терминатор прекращает процесс копирования гена.

Подробности здесь:

Ещё раз обращаю ваше внимание: оператор рулит процессом реализации записанной в гене наследственной информации. Именно он "даёт отмашку". Но иногда он не может этого сделать, поскольку у него "связаны руки". Такое случается, если оператор химически провзаимодействовал с некоторыми веществами, присутствующими в клетке. Например, с белками-репрессорами (белками-заглушками). Именно белки-репрессоры блокируют гены, которые есть в ДНК организма, но не работают. В "хвостовых" генах (назовём их так) операторы больше не рулят. Им мешают белки-репрессоры. Молчат операторы - молчат гены. Хоть гены и есть, а хвоста мы так и не дождёмся, ни в первый год своей жизни, ни на восьмом десятке...

Эх, какое удобное средство педагогического воздействия утеряно. Мне как учителю особенно жаль...
Эх, какое удобное средство педагогического воздействия утеряно. Мне как учителю особенно жаль...

Репрессировали, репрессировали, да не вырепрессировали...

Репрессор - он же тоже белок. За синтез белка отвечает ген, в данном случае - ген белка-репрессора. А в генах случаются мутации. И в генах белка-репрессора тоже...

Думаю, вы уже всё поняли. Если ген белка-репрессора поломался (мутировал), то белок-репрессор получится неполноценным - не сможет он гены нашего нереализованного хвоста блокировать-репрессировать. И вот тогда-то - "А извольте-ка получить свой хвост!"

-3

По той же самой схеме помимо хвоста у человека может появиться шерсть по всему телу или дополнительные пары сосков, или полноценные мышцы-шевелители ушей...

-4

Тот факт, что утраченные признаки у людей нет-нет да проявятся, говорит о том, что их гены мы ещё пока не потеряли. А вдруг когда-нибудь опять пригодятся?

Наука
7 млн интересуются