Найти тему
Герои и битвы

Не хуже Чингачгука метали топоры польские гайдуки XVI-XVII веков

Интересный и малоизвестный факт. В 16-17 веке польская пехота , набранная из крестьян, широко практиковала метание топориков, причем довольно успешно. Впервые такой эпизод мне встретился в описании одного из походов в Россию, когда польский гайдук спас своих сослуживцев, метко метнув топор в ворвавшегося в польский лагерь татарина-разведчика из "московитских полков" (ссылка на статью тут). Можно было бы посчитать этот случай удачным стечением обстоятельств. Однако прямое указание на то, что это была не случайность, мы находим в дневниках Патрика Гордона шотландского наемника, успевшего повоевать и против, и за поляков.

Гордон участвовал в войне Швеции против Речи Посполитой и служил в шведской армии в составе рейтарского отряда. Когда он охранял один из городов в Польше к нему приблизились отряды шляхты и крестьян, вооруженных "натянутыми на длинное древко косами, нарезными ружьями и топориками". Они очень технично проникли за городскую стену, застав шведских наемников врасплох.

Гордон пишет: "они очень тихо и скрытно проникли в предместье они ... выслали полдюжины добрых стрелков, кои прохаживались как можно ближе к воротам с беззаботным видом, словно простолюдины из предместья. Наша стража на стенах не обратила на них внимания, как вдруг те, обернувшись и прицелившись, убили двух часовых без особого шума. (Их тяжелые нарезные ружья заряжаются очень маленькими пулями, не более крупной горошины, берут немного пороха и стреляют весьма метко без громкого хлопка ...). Убив часовых, они стремглав бросились к воротам, и пока одни топорами вырубали в них брешь, другие раздобыли лестницы, поднялись на стену и, не встречая сопротивления, пробрались внутрь"
Польские крестьяне повстанцы спустя больше 100 лет после описанных в статье событий. Топоры по прежнему в моде, вероятно так же как и их метание.
Польские крестьяне повстанцы спустя больше 100 лет после описанных в статье событий. Топоры по прежнему в моде, вероятно так же как и их метание.

Гордон бежал, о чем он пишет в своем дневннике (внимание на топоры!): "Они ... преследовали меня и почти настигли, а своей стрельбою и метанием топориков (в чем крайне искусны) так напугали лошадь ... что та ... едва не стащила меня с седла .... я получил удар (кажется, топором), который чуть не свалил меня ... но очнулся и изо всех сил погнал к воротам".

И это не единственное место, где Гордон описал метание топориков польскими крестьянами (гайдуками). Вот еще один "боевой" эпизод с метанием: "За кустами я увидал троих крестьян, лежащих на вспаханной земле друг подле друга ... Я вырвал у одного из них топор, забросил оный как можно дальше и отобрал у того же парня кошель с деньгами, висевший
у него на шее. Затем я подошел к другому проверить, есть ли деньги у него. Тот схватил меня и воззвал к соседям о помощи. Я вступил с ним в борьбу и по милости Господа, в такой крайности придавшего мне необычайную силу, освободился и обнажил палаш, с коим отбросил моего противника и напал на двух других.
Один из них метнул в меня подобранный им топор, от коего я по счастью увернулся. Прийдя в ярость, я погнался за теми двумя, настиг одного на краю кустарника и нанес ему такой удар по голове, что он свалился ничком. Но услыхав в кустах крики, я поспешил прочь".

Читайте: Мы были уверены победе, но нас опрокинули с высоты пролома вниз