Найти тему
Герои и битвы

Мы были уверены победе, но нас опрокинули с высоты пролома вниз

Осенью 1663 года польский король Ян Казимир вторгся на Левобережную Украину, чтобы отторгнуть земли переданные Московскому государству гетманом Запорожского войска Богданом Хмельницким. В войско Яна Казимира вошло около 40 000 польских, литовских, "немецких" и венгерских воинов. Кроме того, к ним присоединились гетман Павел Тетеря и около 10 000 украинских казаков "Правого берега" и столько же крымских татар во главе со своими царевичами. Это было самое большое войско собранное Речью Посполитой с начала войны с Москвой в 1654 году.

Вторжение на Левобережную Украину оказалось полной неожиданностью для Московского государства, основные силы которого были распущены на зимний отдых. В пограничных крепостях оставались только гарнизоны. Польско-литовское войско начало стремительно продвигаться вглубь русской территории, обходя сильные крепости и захватывая небольшие города. Ян Казимир намеревался атаковать Путивль, где с войском стоял воевода Петр Шереметев, но на дороге к нему стоял небольшой городок Глухов и обойти его было нельзя. Крепость защищал киевский полковник Василий Федорович Дворецкий, недавно вернувшийся от русского царя и казаки, решившие сражаться до последнего (так же считалось, что в Глухове был и "московский" гарнизон, но документы этого не подтверждают).

1. Первый штурм: "Мушкетный огонь был ужасен"

13 января 1664 г. поляки окружили Глухов и, приготовив к штурму фашины, лестницы, апроши (осадные траншеи) и мины, атаковали. Однако штурм, начавшийся 19 января, оказался не таким легким, как это ожидалось. Один из его участников француз Антуан-Шарль де Грамон писал:

Польская пехота и московский боярин
Польская пехота и московский боярин

"Мина взорвалась, и, не расследовав вполне ее действия, которое не оказалось слишком хорошо, назначенные пехотные полки, также как и большое количество спешенной польской кавалерии, бросились в атаку вдоль дороги на не защищенные с боков городские ворота, разбитые пушечными выстрелами ... мы встретились с прекрасною баррикадою позади ворот, с заряженною картечью пушкой, которая била вдоль насыпи, а мушкетный огонь был так ужасен и так верно направлен, что менее чем через полчаса тут были убиты на месте 500 человек, а остальные ... потеряли боеспособность". В добавок под частью драгун, кативших к крепости "туру" (осадную башню) и переносивших осадные щиты со стороны замерзшего пруда, проломился лед и многие из них утонули.

Тем не менее, проявляя чудеса храбрости, поляки и европейские наемники пробились в брешь и взошли на парапет, подняв свои флаги. Но на этом их успех закончился. В жестокой схватке были перебиты почти все офицеры атакующих и они отступили. По данным подполковника Иоганна Магнуса фон Охапа за 3 часа штурма в бою погибли около 140 обер-офицеров, 200 и "несколько десятков" унтер-офицеров и 2000 солдат. Это были крупнейшие единовременные потери профессиональной пехоты за все время русско-польской войны 1654-1667 гг.

2. Второй штурм: "Опрокинул их с высоты пролома вниз"

Ян Казимир был раздосадован неудачей и требовал реванша. Второй штурм начался через 8 дней. Три мины, подведенные осаждающими под валы, взорвались, нанеся большие потери самим штурмующим. Упомянутый нами фон Охап отметил: "и великим взрывом немало наших жолнеров землей накрыло". Однако, не смотря на это, поляки и немецкая пехота снова ворвались в город через две образовавшиеся бреши.

Казаки
Казаки
Антуан-Шарль де Грамон описал последовавшие за прорывом события так: "ворвались с величайшей отвагой в обе бреши. Уже некоторое число поляков и немецких офицеров вошло в город, отрубив г...вы всем защитникам брешей, и наши знамена подняты на вершине, мы ... были уверены, что дело кончено. Но вскоре мы испытали обратное. Губернатор (т.е полковник Василий Дворецкий), бывший человеком, пользовавшимся выдающийся репутацией среди московитов, явившись со всем своим гарнизоном, в один момент отбросил вошедших в город людей и опрокинул их с высоты пролома вниз, а затем с трудно передаваемою стойкостью овладев брешью, открыл по нашим людям такой убийственный огонь и перебил такое их количество, что пришлось податься и уступить превосходству неприятельского огня, не прекращавшегося нисколько, несмотря на наши 18 пушек, стрелявших беспрерывно по брешам". Потери нападавших были не меньше, чем во время первого штурма.

Оборона Глухова позволила московским воеводам мобилизовать все возможные силы и направить их на встречу полякам. Однако 30 января 1664 г. польский король снял осаду, так как его войско стало испытывать большие проблемы с продовольствием. Ослабленные люди и лошади стали замерзать, так что Ян Казимир с "великим бесчестием" ушел от встречи с московским войском и вернулся в пределы Польши.

Интересно, что большую роль в том, что осаждавшие не смогли развить наступление во время первого штурма, сыграли роль союзные полякам украинские казаки, которые не только проигнорировали участие штурме, но и по польским данным предупредили защитников Глухова о дне штурма, месте закладки мин послали несколько сот человек в крепость для усиления гарнизона (!). Командовавший казаками наказной гетман Иван Богун был арестован и казнен. В свою очередь и внутри Глухова была "измена". Во время первого штурма часть казацкой "старшины" во главе с Василием Умонцем хотела сдаться королю и схватила Дворецкого, но он был отбит верными людьми, а мятежники перебиты.

Источник: И.Б. Бабулин. Оборона Глухова против польской армии короля Яна Казимира в 1664 г.

Читайте: "Ни шагу назад": последний подвиг воинов, остановивших хана Ахмата, за 10 лет до стояния на реке Угре.