На улице Садовой с синагогой в мавританском стиле архитектора Зельмана Клейнермана соседствует и удачно контрастирует здание в русском стиле архитектора Александра Щербачева.
Одноэтажное кирпичное строение, по облику – явно «присутственное место», имеет уравновешенную симметричную композицию с тремя выступами-ризалитами . Рельефные завершения полуциркульных оконных проемов фланкирующих ризалитов опираются на массивную фигурную полуколонну в простенке, подоконное пространство оформлено нишами с филенками. Углы ризалитов выделены пилястрами с рельефными квадратными нишами и завершенными спаренными кронштейнами.
В центральном ризалите раскрыты сдвоенные дверные проемы с полуциркульными перемычками, оформленные такими же зубчатыми архивольтами, опирающимися на трехчетвертные колонны-«кубышки». С боковых сторон фасада расположены проездные арки во двор, а венчает здание карниз с двухъярусным фризом. Добротная нарядная постройка – само воплощение надежности, порядка и незыблемости устоев.
Надо сказать, усадебное место на нынешней Садовой, 45 с начала 20-го века сменило немало хозяев – от купцов Коноваловых в 1902 перешло к мещанину Н.В. Демкину, с 1908-го владельцем стал потомственный почетный гражданин М.В. Догадин. Именно в этом году одноэтажный каменный дом со службами, выстроенный «по образцовому проекту», был перестроен по проекту Щербачева, после чего в нем расположилась серьезная государственная структура – Губернское жандармское Управление. Здесь же находилась квартира начальника Управления.
Имя начальника Самарского губернского жандармского Управления Михаила Игнатьевича Познанского сейчас почти забыто. Хотя полковник Познанский в свое время играл в жизни Самары одну из важнейших ролей и, можно сказать влиял на ход истории.
Потомственный военный, боевой офицер, герой Порт-Артура и профессионал высочайшего класса, кстати, неоднократно «засветился» в литературе – о нем писал М. Горький в сборнике рассказов «Время Короленко» и А. Степанов в романе «Порт-Артур». Правда , в «советском» романе жандарм Познанский назывался «особо вредным и жадным» и мог быть героем только отрицательным.
В действительности же, заведуя велосипедно-санитарным отрядом, за эвакуацию раненых из крепости был награжден тремя орденами. Должность главного жандарма Самарской губернии занял в 1908-м году, и на этом посту выявлял не только революционеров всех мастей, но и многочисленных иностранных «засланных казачков». Кстати, подозрение семьи фон Вакано в шпионаже в пользу Австрии имело некоторые основания.
Во время Первой мировой войны по инициативе Познанского в Самаре так же был организован велосипедно-санитарный отряд. Применение сдвоенных велосипедов с носилками между ними, предложенное им еще в Порт-Артуре, позволяло быстро и бережно доставлять прибывающих эшелонами раненых в медсанчасть. Помощь велосанитарам оказывал весь город – владельцы мастерских чинили велосипеды бесплатно, сам Михаил Игнатьевич взял ссуду на закупку деталей, необходимых для переделки велосипедов в четырехколесные санитарные повозки. С августа 1914-го по ноябрь 1915-го на велосипедных тандемах перевезли почти три тысячи раненых
Сразу же после февральской революции 1917-го полковник Познанский был арестован и в компании с губернатором Голицыным и старшими офицерами полицейского управления посажен в «Самарский крест». Через несколько дней всех, кроме него, освободили.
Правда, «враг №1» революционеров Франциска Венцека и Валериана Куйбышева сидел в полной безопасности и относительном комфорте – отдельной палате тюремной больницы. Обиженные революционеры не спешили мстить за свои страдания. Почему? Есть версия, что Куйбышев его побаивался, так как во время допросов сам был завербован. Возможно, уважали за профессионализм и имели на него дальнейшие планы.
Выпустили бывшего руководителя жандармского ведомства только в июле 1918-го – при КОМУЧе. Михаил Игнатьевич поступил на воинскую службу на должность начальника велосипедной команды, а после ухода белочехов последний главный жандарм Самары тоже исчез из ее истории.
Здание бывшего жандармского управления после муниципализации в 1920-м году передали Губернскому уголовному розыску, при нем открылся Криминальный музей. Допускались в него не все подряд, а только служащие суда и розыска. С 1960-х годов здесь находился военкомат Самарского района, сейчас – Центр социального обеспечения военного комиссариата области.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете