Исторически сложилось так, что сердцем дореволюционной Самары были улицы Дворянская (Куйбышева) и Панская (Ленинградская). Но в конце 19-го века усилиями градоначальника Петра Алабина и его зятя архитектора Александра Щербачева в городе появилась новая доминанта. Грандиозный храм Христа Спасителя был наконец достроен! Естественно, значение ведущей к нему улицы сразу возросло. По ней пролег маршрут конки, и проезд к Соборной площади, прежде тихий и малолюдный, начал быстро обрастать красивыми особняками. Сейчас это улица Молодогвардейская, а в описываемые времена она могла называться только Соборной.
Среди застройщиков нового самарского парадного проспекта был Иван Ефимович Савельев. О нем известно, что принадлежал к купеческому сословию, вел на рубеже веков активную предпринимательскую деятельность и входил в правление Самарского Купеческого банка. Интересный, кстати, штрих тогдашней жизни – каждое сословие имело собственные банки! В Самаре, помимо так называемых общественных банков, успешно действовали Дворянский, Крестьянский и Купеческий.
Но это тема отдельная. Что же касается Ивана Савельева, сам он с семьей проживал на улице Фрунзе , а на Соборной, 128 строил доходный дом традиционного устройства – в первом этаже магазины, в подвале – складские помещения, наверху – съемные жилые апартаменты.
Проектировал особняк Савельева самарский архитектор Зельман Клейнерман. Родом он был из города Белостока Гродненской губернии тогдашней Литвы, после окончания Белостокского реального училища в 1886-м году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, по окончании курса в 1891-м году получил назначение в строительное отделение Самарского губернского правления. В Самаре проживал в доме Челышева на улице Саратовской (Фрунзе) - как и его тесть инженер Лев Зелихман.
С творчеством Клейнермана мы уже знакомы – он автор дома доктора Гринберга и особняка Иты Ратнер на Некрасовской. А вообще это был ярчайший зодчий дореволюционной Самары начала 20-го века. Помимо доходных домов проектировал общественные и культовые сооружения, и без его построек архитектурный облик города представить сложно.
Доходный дом Савельева считается одним из красивейших зданий Самары эпохи позднего модерна.
Важнейший элемент асимметричной композиции – мансарда с балконом и щипцовым верхом придает этому компактному зданию незабываемый облик. Еще два балкона, помимо мансардного, расположены по размеру «елочкой», над входом – великолепный кованый козырек, а фасад полностью покрыт сплошным ковром из цветной глазурованной плитки. Другого такого щедро орнаментированного и яркого здания в городе больше нет! Причем цветная плитка – как белый «кабанчик», так и глазурованные квадратные плиты красного и желтого цветов не только декоративны, но и подчеркивают структуру и планировку здания. Особняк был достроен в 1913-м году, и его следует считать одним из последних всполохов модерна в Самаре. И в карьере Зельмана Клейнермана тоже.
После 1917-го года проектированием знаменитый архитектор больше не занимался. Известно, что в 1919-м году был арестован, некоторое время находился в заключении. Какие претензии имела к нему новая власть, понять трудно. Может быть, достижение карьерного статуса, в случае принятия православия дававшего право на дворянство? Есть сведения, что после освобождения и до 30-х годов работал инженером. Покинуть Самару не захотел.
А память о зодчем жива благодаря его работам. Здания стоят и служат уже многим поколениям. В особняке Савельева, кстати, вовремя Великой отечественной войны размещалось посольство и правительство Болгарии в изгнании. Вели себя «изгнанные правители» скромно, эксцессов не допускали – в отличие от американцев, квартировавших в другом доме Клейнермана – гостинице Иты Ратнер на Некрасовской. Янки были недовольны, что им (в военное время!) предоставили мало автомобилей. Ну да. С такими «союзниками» и врагов не надо!
В 2019-м году по инициативе болгарского посольства возле входа в особняк появилась табличка, сообщающая, что они тоже здесь гостили.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете