Найти в Дзене
Славянский стан

Как русский офицер, прикинувшись киргизским купцом, проник в закрытую провинцию Китая

Ч.Ч.Велиханов
Ч.Ч.Велиханов

Душной летней ночью 1857 года через крепостную стену города Кашгар в китайской провинции Нан-Лу, незамеченной перемахнула чья-то фигура. А спустя несколько минут ворота, закрываемые стражей на ночь, были открыты изнутри. И в Кашгар беспрепятственно вошел мятежный ходжа Валихан-тюре и его люди. Гарнизон состоящий главным образом из китайцев, в это время находился в казармах где предавался курению опиума. А что еще, в самом деле, делать в этих забытых китайскими богами местах, куда занесло служить воинов Поднебесной?

Без шума Валихан и его сподвижники вырезали всех любителей дурманящего зелья, а по улицам города помчались всадники, провозгласившие ходжу новым правителем Кашгара. Так вспыхнуло Кашгарское восстание в империи Цин.

Слухи об этих событиях вскоре достигли России, которая пристально наблюдала за процессами в Центральной Азии. А Кашгарская область являлась территорией давних интересов трех держав.

Англии, которая была заинтересована обезопасить свои колонии в Индии с севера, Цинский Китай, де-юре владевший данной землей, и Россией, имевший здесь интерес в том, чтобы обезопасить свои приграничные территории от набегов кочевых племен.

Проблема заключалась в том, что европейцев последний раз в этих краях видели в XVII веке, и здесь их не жаловали. Необходим был человек азиатской наружности, которого бы все признавали за своего, но при этом, чтобы он имел соответствующе представление о том, какие именно сведения нужны для русского генштаба. И такой человек нашелся, им оказался выпускник Омского кадетского корпуса, поручик Чокан Чингисович Велиханов. Он родился и вырос в семье перешедшего на русскую службу казахского хана, который в свое время сам проходил обучение в русском кадетском корпусе и сына отправил также получать военное образование.

Чокан Чингисович с отличием закончив Омский кадетский корпус, успел поучаствовать в экспедиции на озеро Иссык-Куль, после чего составил ряд этнографических и географических заметок. Хорошо знавший устройство общества кочевников изнутри, блестяще владевший местными диалектами, а также французским и немецким языками поручик Велиханов, как никто другой подходил для трудной и опасной разведывательной миссии в Кашгарском крае. И летом 1858 года, спустя год после начала восстания он выдвигается в пусть.

Для этой цели военное ведомство профинансировало создание целого торгового каравана, к которому по пути следования присоединился молодой купец Алимбай. В этом юноше, обритом по местным обычаям, в белом дорогом халате трудно было опознать поручика русской армии Велиханова.

Однако в самом начале пути Чокан Чингисович едва не погиб из-за того, что торговый обоз несколько задержался при выходе с русской территории, и в намеченном месте, где Велиханов должен был влиться в его состав, оказался спустя более недели. Все это время Чокан Чингисович был вынужден буквально питаться подножным кормом, так как не рассчитывал, что придётся так долго ждать своих попутчиков.

Так или иначе, но когда со стороны Коканда к границе с Китаем вышел караван, то у китайской стражи не возникло никаких подозрений об истинном назначении этого обоза. А тем временем зоркий взгляд молодого купца и по совместительству поручика русской армии высматривал интересные и важные детали. «Гарнизон на границе состоит из 40 китайцев и 50 кашгарцев, каменные укрепления, начальник – китаец, китайцы сменяются через три года службы на посту…». Подобные сведения Велиханов собирает на протяжении всего пути от границы до Кашгара.

На улицах Кашгара
На улицах Кашгара

К моменту прибытия каравана с русским агентом в конечный пункт назначения, антикитайское восстание уже было подавленно.

Однако свидетельства кровавых тех событий встречали гостей сразу перед городскими воротами – головы мятежников были посажены на колья и расставлены по обе стороны вдоль дороги. Причем еще недавно на этом же самом месте висели головы местных жителей, сотрудничавших с цинской администрацией, казненных восставшими.

В общем, благополучно добравших до Кашгара (что уже была большая удача, так как по пути караван несколько раз подвергался нападению разбойников), Чокан Чингисович сумел втереться в доверие к местной элите, которая оценила манеры и образованность молодого купца с севера, и даже выделила ему временную жену, дабы она скрасила его пребывание в этом чужом для него краю.

Ведя светские и духовные беседы с представителями господствующего класса поручик Велиханов сумел собрать множество полезных сведений об административном устройстве края, о его этно-национальном составе, торговых связях и политической обстановке. Все шло наилучшим образом, пока в Кашгар не прибыл очередной торговый караван из Семипалатинска, и кто-то из состава этой экспедиции сообщил местной администрации о том, что в группе купцов Велиханова затесался русский офицер. Последовал обыск в стойбище где за городом содержался скот, доставивший купцов в Кашгар. В тот раз ничего компрометирующего не нашли, однако звоночек был очень тревожный.

Тем более, у всех на слуху была несчастная участь немецкого исследователя Адольфа фон Шлагинтвейта, казненного не так давно, по приказу главаря мятежников Велихан-тюре. Бедный германец, исследуя Индию, сумел добраться до Кашгара, однако был раскрыт и обезглавлен.

В общем погостили, пора и честь знать. И закупившись всем необходимым для обратной дороги Велиханов и его спутники двинулись в путь. Прибыв в Омск без особых приключений Чокан Чингисович отрапортовался начальству и сел систематизировать те данные и сведения, которые ему удалось раздобыть в ходе выполнения своего опасного задания. Когда в военном ведомстве ознакомились с отчетом Велиханова его незамедлительно отправили в Санкт-Петербург для того, чтобы он лично сделал доклад. Записки Чокана Чингисовича о Кашгарском крае произвели настоящий фурор в столице. Император за эту миссию наградил его орденом святого Владимира 4-й степени и досрочно повысил в звании. А Русское Географическое общество приняло его в свои ряды. К сожалению, в том столичном вояже он заразился туберкулезом, и в течение нескольких лет буквально сгорел от этой неизлечимой тогда болезни.

Да, говоря о Чокане Велиханове следует заметить, что он был не только смелым разведчиком, но и был близким другом Федора Михайловича Достоевского, который в ту пору отбывал свою сибирскую ссылку. Они познакомились в Омске и затем вели переписку друг-с другом. А после своего триумфального возвращения из Кашгара Чокан Чингисович навещал писателя с целью оказания ему посильной помощи.

Штабс-ротмистр Велиханов прожил короткую, но яркую жизнь и славно послужил во благо России!

Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!