После проведения глубокого рейда в тыл противника к побережью Балтийского моря 2-й отдельный мотоциклетный полк под командованием гв. подполковника Матвея Кумина и 271-й отдельный моторизованный батальон особого назначения на автомобилях-амфибиях (вся техника трофейная, либо по ленд-лизу) возвращались к своим.
Пробиться на соединение с основными частями 3-го Белорусского фронта не получилось, поэтому они сформировали отряд обороны недалеко от посёлка Тиренберг, прикрывая тыл 91-й гвардейской стрелковой дивизии. Расположились в четырёх основных точках – в евангелической церкви, на мельнице, на перекрёстке между посёлком и мельницей и на ж/д станции. Никто и предположить не мог, что это спасёт дивизию от окружения.
В первые дни февраля 1945 года в тылу 91 дивизии неожиданно появился один из немецких корпусов, прошедших с Мемельского плацдарма. Оставалось взять Тиренберг и наши оказывались в кольце. А вывести тысячи красноармейцев на восток за день-два не представлялось возможным. Время для спасения дивизии выиграли те, кто был неприспособлен к затяжным боям - мотоциклисты и спецназ с "амфибий".
Первый прямой штурм отразили 4-5 февраля благодаря грамотной организации обороны комендантом контрразведки СМЕРШ из дивизии – Георгием Рюминым. Пятого числа немцы одновременно атаковали район церкви, где ожесточённо оборонялись сапёры и миномётчики из батальона «амфибий» и зенитно-пулемётная рота. Сумели организовать контратаку два взвода из мотоциклетного полка.
6 февраля, предварительно «отутюжив» наши позиции артиллерией, немцы пошли в крупномасштабное наступление с использованием самоходок. Бои шли за каждый дом посёлка. Здесь оборонялись группы мотоциклистов Бориса Криваткина и Павла Короты. Немецким штурмовикам удалось вытеснить наших бойцов из церкви. К ночи они прорвались в штаб 91-й дивизии, но объединёнными усилиями «смершевцев» и мотоциклистов атаку удалось отбить.
На 7 февраля русских по-прежнему окружить и добить не удавалось. Поэтому немцы подтянули дополнительные силы, включая штурмовые орудия и бронетранспортёры. Не было недостатка у немцев в артиллерии и реактивных миномётах. Самоходки прорвались к станции, мельничную часть обороны окружили полностью, а батальон «амфибий» рассекли на две части. Боеприпасов у последних почти не оставалось.
За это время в район боя дважды пробивались наши «этажерки» – спасти знамёна частей, документацию и командиров. Но они лететь отказались. К полудню удалось вывезти из окружения штаб дивизии. Продолжалось ожесточённое сопротивление у мельницы. Здесь был практически разгромлен штаб мотоциклетного полка.
Тяжелораненого командира Матвея Викторовича Купина отстреливаясь от наседавших немецких гренадёров в последние минуты боя вынес рядовой Василий Клюев. Командира вывезли в тыл, но он скончался от ран. По приказу остатки мотоциклистов и «амфибийцев» пошли на прямой прорыв на технике. Части из них удалось вырваться к своим в районе Куменена (Кумачёво) и соединиться с другими войсками фронта.
К вечеру 7 февраля в Тиренберге всё было кончено. Потери убитыми составили 213 человек, остальные данные точно неизвестны. У мотоциклистов было потеряно 70% техники, у батальона «амфибий» - 90%.
11 февраля 91-я гвардейская стрелковая дивизия соединилась с основными частями фронта, понеся ощутимые потери в людях и технике. Избежать окружения и уничтожения им позволил героизм подразделений мотоциклистов и «амфибийцев» в районе Тиренберга с 4 по 7 февраля 1945 года.
В советское время о них почти забыли. Только в 2011 году благодаря поисковикам удалось выйти на эту военную историю. Сбор средств на мемориал начали добровольцы мотодвижения. В конечном итоге их усилия увенчались успехом.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.