В этом году в России из автомобильного бизнеса ушел один из ключевых участников, тех, кто создавал новый российский автопром и встраивал его в глобальную автоиндустрию. Речь идет о Вадиме Швецове, создателе и владельце отечественной автомобильной группы «Соллерс Авто».
Как говорят у каждого времени свои герои, и у исторического периода, который характеризовался интеграцией с глобальной экономикой, и который длился с 90-ых по 2022 год, также были свои герои.
Как группа «Соллерс» стала владельцем Ульяновского автомобильного и Заволжского моторного заводов - это отдельная история. В нашем материале мы коснемся только одного аспекта неутомимой деятельности нашего героя. Создание совместных предприятий с зарубежными компаниями в тот исторический период считался одним из самых продуктивных и эффективных инструментов развития. И у «Соллерса» было самое большое их количество – с японской Isuzu, с американским Ford, с японской Mazda и рядом других. А начиналось все вот с чего.
Итальянская загогулина
Самой ценной находкой для Швецова был итальянский FIAT. В первой половине нулевых итальянская компания едва избежала банкротства, поэтому ей было не до экспансии на российском рынке. Когда же вопрос снова стал актуальным, глобальные конкуренты FIAT уже основательно закрепились в России, начав строительство собственных сборочных площадок. И для FIAT партнерство с российской компанией стало находкой: после соглашения с «Соллерсом» продажи итальянских автомобилей в России подскочили в 10 с лишним раз.
Сначала итальянцы «навязали» сборку легковых Albea. Однако «Соллерс» приоритетной на данном этапе (речь идет о второй половине 00-ых) видел сборку фургонов Ducato, все потому, что ниша на российском рынке была практически свободна. Что и было подтверждено - «Соллерс» за 2009 год продал 8200 фургонов, а за первую половинную 2010 — уже более 9000.
Коммерческий автомобиль Fiat Ducato - это уникальная и особая история в автостроении Российской Федерации. Первый «нормальный» современный дизельный цельнометаллический фургон. Основные узлы — двигатель и трансмиссию — привозили из Турции. Качество было на уровне, это было преимуществом над отечественной «Газелью» (тогда еще не было семейства Next). Еще один немаловажный фактор – экономичность. Средний расход дизтоплива составлял 8,1 л на 100 км (порожняком). Цена автомобиля ниже, чем у европейских конкурентов, на 25-30%. Даже в кризис 2009 года продажи Fiat Ducato не снизились, а выросли в три раза. Причем, Ducato по продажам цельнометаллических фургонов обошел даже «Газель», тогдашнего бесспорного лидера на рынке коммерческих автомобилей. Но есть одно «но». Более трети проданных Ducato пришлись на госзакупки.
Тут надо упомянуть один шаг Вадима Аркадьевича. В середине 2008 года Швецов породнился с министром промышленности Виктором Христенко, в ведении которого находится весь российский автопром, женившись на Юлии Христенко, которая ранее была замужем за Евгением Богданчиковым, сыном главы «Роснефти». Но эту сторону мы не будем освещать.
Выпуск фургонов освоен на площадке в ОЭЗ Алабуга в Татарстане. Планы для того времени были грандиозными – по максимуму локализовать производство FIAT Ducato. Это нужно было не только для конкуренции с нижегородской «газелью». При увеличении локализации Ducato должен будет дешеветь, в тоже самое время нижегородская «Газель», повышая качество и внедряя новые технологии, будет дорожать. На рубеже десятилетий локализация Ducato достигла 35%. Началась она с борского стекла, нижнекамских шин, отечественных бамперов, аккумуляторов. Требования ОЭЗ в Елабуге локализация на уровне 50%. В «Соллерс» же ставили более амбициозную задачу - 80%, чтобы максимально уйти от зависимости от зарубежных поставщиков и от итальянского FIAT.
Надеждами о плодотворном сотрудничестве с FIAT был связан еще один грандиозный проект.
Вадим Швецов планировал заполнить дороги РФ, да и чего уж, всего СНГ итальянскими легковушками. Кредит Внешэкономбанка позволил бы СП «Соллерса» и FIAT построить с нуля новый огромный завод, выпускающий девять моделей на новой фиатовской платформе, из которых шесть — легковых.
На карте России появился бы второй по мощности автозавод после АвтоВАЗа, производственной мощностью 500 000 автомобилей в год. Дело было за малым — получить беспрецедентный, на €2,1 млрд, кредит у Внешэкономбанка.
Но тут произошло событие, о котором стоит вспомнить. Руководство корпорации FIAT начало процесс слияния с американским Chrysler, заручившись поддержкой правительств США и Канады. Перед FIAT встала задача выправить финансовое положение «номера три» большой американской тройки и выплатить все государственные кредиты, полученные в качестве помощи. Процесс длился пять лет и в конце 2014 года сделка была успешно завершена, а объединённая компания FCA (Fiat Chrysler Automobiles) стала седьмой в мире. Кстати, FIAT идея поглощения понравилась и далее строились планы поглотить еще две компании – немецкого Opel и шведского Saab. Причем руководитель FIAT Серджио Маркионне рассматривал это возможность приблизиться к европейскому лидеру Volkswagen.
Приоритетным для итальянцев стал американский, а не российский рынок. И о заводе «номер два» в РФ пришлось забыть.
Новым партнером «Соллерс» стал американский Ford Motors, с которым началась работа на трех площадках совместного предприятия «Форд-Соллерс» в Елабуге, Набережных Челнах и Всеволожске. Правда, мы уже знаем дальнейшую историю ухода из России американцев. Сначала в 2019 году, когда этот глобальный концерн начал проводить в жизнь оптимизацию своего европейского бизнеса и в 2022 году, в связи с известными событиями.
С корейского на японский
Еще один амбициозный план Швецов осуществлял на Дальнем Востоке. Как известно, это «заповедник» праворульных подержанных японских автомобилей. По давней идее дальневосточные потребители, если их лишить дешевого праворульного экспорта должны будут пересаживаться на корейские внедорожники SsangYong.
Для чего был нужен новый завод во Владивостоке. Швецов перенес туда производство автомобилей SsangYong, получив на строительство этого завода 1,8 млрд руб. от Внешэкономбанка. Сама площадка была идеальна с точки зрения логистики. Корабли с узлами для внедорожников за двое суток доплывают из Кореи до пирса, откуда до цеха всего 200 м. С другой стороны конвейера — железная дорога, упирающаяся в Транссиб. Вдобавок промышленник добился льготного тарифа на перевозку автомобилей в европейскую часть страны. Но у корейской компании SsangYong начались проблемы. Потому новым партнером на Дальнем Востоке стала японская Mazda.
Создание СП и беспошлинный ввоз зарубежных компонентов сегодня признан одним из главных факторов, приведших к сегодняшнему состоянию российского автопрома.
Журнал «Эксперт» еще в доковидном 2019 году дал оценку такого пути развития автопрома.
«Главная ошибка в развитии автомобильной промышленности была сделана в 2005 году, когда, желая привлечь иностранных производителей, правительство выпустило постановление о «промышленной сборке» в 25 тысяч машин. Тогда Швецов хотел создать совместное предприятие с кем-то из иностранных производителей и написал в правительство письмо, где попросил дать льготы на ввоз комплектующих. Это был первый режим «промышленной сборки». Комплектующие в страну стало можно ввозить практически бесплатно. Это был беспрецедентный шаг для мировой практики».
«Русский Прадо» не завелся
Последним из широко известных проектов Вадима Швецова стал «Русский Прадо», который был объявлен в 2019 году. Российские автолюбители ждали этот автомобиль и с удовольствием рассматривали изображения запатентованных частей этого перспективного отечественного внедорожника, публикуемых в интернете. «Русский Прадо» это некий «гибрид» УАЗа и Toyota Land Cruiser Prado.
Но потом в автомобильной прессе замелькали сообщения, что русифицированого «Прадо» не будет. И в конце 2021 года все точки над I расставил Адиль Ширинов, который в интервью ресурсу Бизнес-Онлайн рассказал, что у Ульяновского завода нет кадров специалистов, чтобы вытянуть этот проект.
Какое-то время назад появлялась информация о новом совместном проекте со стратегическим партнерством с китайской Chery, в доказательство чего прилагалось фото кузова Chery Tiggo 8 на конвейере Ульяновского автозавода.
Но после начала спецоперации очень похоже, что Вадим Аркадьевич Швецов всё-таки сдался — устал от постоянной неопределенности в автопроме и в экономике страны. Для развития «Соллерса» в новых обстоятельствах нужна новая стратегия, а для этого — время и силы. И теперь эта миссия возложена на других людей.
Летом было объявлено, что «Соллерс Груп» Вадима Швецова продала пакет 76,7% акций «Соллерс Авто» компании «Альтер Инвест», пакеты акций в которой принадлежат Адилю Ширинову, Николаю Соболеву, Зое Каике и Виктору Хвесене.
Теперь им предстоит развивать российскую марку автомобилей «Соллерс», вытаскивать продукцию Ульяновского автозавода на другой уровень и решать много-много других сложных задач.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz