1941-1942 годы
Нидерланды
Осенью 1941 года в отделение IIIf абвера в Гааге из Главного управления абвера в Париже прибыл майор Герман Гискес, высокий, стройный, мускулистый блондин со светло-голубыми, ясными глазами. Он высоко ценился начальством за холодный, трезвый, расчётливый ум, умение принимать чёткие решения и энергично воплощать их в жизнь. Имел нестандартное мышление и незаурядный талант организатора.
В Гаагу майора Гискеса направили в связи с неспособностью местных сотрудников абвера разобраться, что происходит на подведомственных им территориях. У них были весьма смутные подозрения, что в Гааге и окрестностях работают английские агенты из местных.
За несколько недель своего пребывания в Гааге Гискес не только разобрался в ситуации, выявил подпольные группы местного Сопротивления, но и внедрил в них несколько своих агентов. В ноябре 1941 года один из этих агентов сообщил, что два английских агента пытаются вербовать местных жителей для работы на англичан. Они связаны с радиопередатчиком с позывным RLS. Наличие такого радиопередатчика подтвердила служба радиоперехвата абвера, она же указало место его базирования на юго-западе Гааги.
Этой информации оказалось достаточно, чтобы установить за радиопередатчиком постоянное наблюдение. Так как, после выявления радиопередатчика, майор Гискес принял решение использовать этот радиопередатчик и связанную с ним агентурную группу для радиоигры с англичанами, то прежде чем провести задержание решили изучить расписание и длительность сеансов связи RLS-передатчика, почерк и все особенности радиста, работающего на нем. Работа облегчалась тем, что, как выяснили абверовцы, англичане не имели в данной местности своей разветвлённой сети. А для организации радиоигры было необходимо, чтобы ни одни английский агент, связанный с RLS-передатчиком не смог бы ускользнуть, когда начнутся аресты. Потому начали тщательно выявлять всех, кто имел то или иное отношение к RLS-передатчику.
К 6 марта 1942 года сотрудники Гискеса выяснили всё, что интересовало их шефа.
6 марта был произведён арест всех лиц, кто в той или иной мере имел отношение к RLS-передатчику.
При аресте радиста по фамилии Лоуерс, лейтенанта Интеллидженс Сервис, но голландца по национальности, в руки немцев попали секретные коды, с помощью которых Лоуерс шифровал свои послания в Лондон. Благодаря этому удалось дешифровать все перехваченные немцами радиограммы, и выяснить задания группы, и что она успела сделать, то есть получить ясную картину, чего хотел Лондон, и что надо сделать, чтобы Лондон был уверен, что его агенты на свободе и действуют. Ряд агентов абвера стали изображать деятельность группы в соответствии с требованиями англичан. Важным залогом успехадля организации радиоигры явилось согласие Лоуерса сотрудничать с абвером.
Это было связано с тем, что каждый радист обладает лишь ему одному присущими характерными особенностями, с которыми он нажимает на клавиши радиостанции, и скоростью при передаче радиосигналов. Опытные радисты, которые долгое время поддерживали взаимный радиообмен, узнают друг друга по этим характерным особенностям. Поэтому подменить вражеского радиста на своего, как правило, удается крайне редко.
После этого радиоигра Гаагского отделения абвера с Интеллидженс сервис началась. Эта радиоигра получила кодовое название «Нордпол».
(Источник: О.Райле)