До появления первого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта, портные по сложившейся традиции в основном шли на поводу у заказчика. Ворт первым предложил свою концепцию костюма: демонстрировал готовые коллекции, предлагая дамам выбирать из уже созданных им моделей. Свой модный дом Ворт открыл в Париже в 1858 году. Теперь и другие художники, или кутюрье, стали регулярно демонстрировать свои коллекции, тем самым заявляя модные тенденции сезона.
Конечно, мода спускается сверху, и по традиции именно высшая аристократия, имеющая возможность одеваться у лучших из лучших, задавала тон. Но главными распространителями моды в обществе всё-таки стали актрисы. Когда-то забота о театральном гардеробе лежала полностью на плечах актеров и их портных. Они совместно создавали образ, а зрительницы приходили в театр в том числе и за тем, чтобы посмотреть, во что одеты примы.
Сцена постепенно стала выполнять роль подиума. Заметили это и директора театров, антрепренёры, режиссеры. Они стали заказывать туалеты для героинь у самых знаменитых портных, тем самым привлекая дополнительное внимание публики. Например, на афишах театра Корша значилось: «Туалеты от мадам Войткевич». А уж кто-кто, а Корш - самый успешный хозяин антрепризы, продержавшейся на театральном Олимпе более 30 лет, - точно знал, что делал. Имя Татьяны Степановны Войткевич в конце XIX века гремело. Её мастерская в центре Москвы была знакома всем театральным деятелям, а также всем модным дамам. Сама Татьяна Степановна, любя бескорыстно театр и актёров, иногда могла одевать их и бесплатно. Впрочем, эти потери для неё были восполнимы: после премьер модницы записывались в очередь на прием к Мадам Войткевич, «чтоб заказать такой же туалет, как был на Марье Николавне (имеется ввиду Ермолова) в IV акте».
Надежда Петровна Ламанова, которой суждено было стать царицей русской моды, начинала свою карьеру закройщицы именно в ателье Войткевич. Это были её «первые университеты»: знакомство с самыми знаменитыми и состоятельными заказчицами Москвы, первое соприкосновение с театральным закулисьем старой столицы. Судьба на всю жизнь свяжет её с театром. Своё сотрудничество с Ламановой Станиславский начнет в 1901 году, заказав туалеты для спектакля по пьесе В.И.Немировича «В мечтах». Константин Сергеевич Станиславский писал о Надежде Петровне, как о «незаменимом, талантливом и почти единственном специалисте в области знаний и создания костюма». Он называл её «Шаляпиным от костюма».
И сегодня, когда в театрах есть свои мастерские, в штате значатся художники по костюму, иногда режиссёры привлекают к своим проектам знаменитых модельеров. Нет-нет, да случаются такого рода праздники для публики.
Пожалуй, самым «кутюрным» сегодня спектаклем Москвы является «Молодость Людовика XIV», поставленный по произведению Александра Дюма-отца в Малом театре. Юрий Мефодиевич Соломин, режиссер спектакля, привлек к работе Вячеслава Михайловича Зайцева.
Зайцев с театром давно. Впервые его пригласили ещё в 1960 году в Театр Сатиры для создания костюмов к «Женитьбе Фигаро». Валентин Николаевич Плучек, представляя его актерам, сказал: «Я привёл вам гениального художника. Молчите и слушайте, что он будет вам говорить». В спектакле играли талантливые актёры: и Вера Васильева, и Александр Ширвиндт, и Андрей Миронов. Костюмы были выдержаны в стиле рококо. Декорации делал очень талантливый художник Валерий Левенталь. Спектакль «Женитьбе Фигаро» получился изящным, светлым, невероятно красивым. Вячеслав Михайлович и по сей день считает ту свою работу самой удачной, а зрители, кажется, и не представляют этот спектакль с другими костюмами.
С тех пор художник успел поработать над огромным количеством спектаклей в таких театрах, как Театр Сатиры, МХТ имени Чехова, «Современник», Малый театра, Театр имени Вахтангова, Театр «Ромэн».
Зайцев: «Все пять лет учебы в институте очень много времени проводил в библиотеке, пропуская через свои руки, глаза и голову тысячи рисунков, тысячи костюмов. И это мне очень помогло. Сначала я всегда вживался в эпоху и представлял себя художником того времени: какими бы я сделал костюмы для своих современников? И театральные костюмы у меня получались настоящими - никакой бутафории. В этих костюмах можно было жить».
Художественный руководитель Малого театра привлёк к работе Вячеслава Михайловича в 2014 году. Малый театр сегодня является хранителем русской театральной школы. Театр вкладывает в создание спектаклей немалые средства, поэтому всё здесь по-настоящему, и костюмы готовятся самым тщательным образом.
В начале работы режиссёр рассказывает о своем замысле, о подходе к воплощению литературного произведения на сцене и о том, какие идеи он хочет донести до зрителей. Это и есть генеральная линия постановки, которой будет подчинено всё. Художник по костюмам разрабатывает образ каждого действующего лица пьесы - от одежды, обуви, головных уборов до прически и аксессуаров.
Каждой мелочи, каждой детали, раскрывающей характер персонажа, должно быть отведено место в костюме. Для художника время подбора художественного материала, обдумывание образов и создания эскизов - очень напряженный период. Ведь у театрального костюма свои законы.
Спектакль «Молодость Людовика XIV» погружает зрителя во времена, когда самый известный правитель Франции - Король-Солнце - был молод, влюблен и им овладевали страсть к жизни, жажда балов, охоты и флирта. Это французский двор эпохи раннего барокко.
Помощник Зайцева по этой работе, его ученица Юлия Попова написала: «Готовясь к работе, Вячеслав Михайлович всегда перечитывает произведение, лежащее в основе пьесы, просматривает соответствующий пласт исторического материала. Поэтому в спектакле всё так тонко настроено: первые лица государства одеты с невероятным вкусом и роскошью, а второстепенные персонажи более консервативны и одеты в духе предыдущей эпохи… Спектакль получился невероятно правдивым, живым».
Сначала художник для каждого персонажа определил свой цвет, и уже в его оттенках начал создавать костюмы - от шляпы до обуви. Им были отсмотрены огромное количество вариантов тканей и кружева, невероятные горы перьев и страз. Ткани, чтобы добиться требуемого оттенка, перекрашивались, их фактуры изменялись или создавались новые. Отдельно красились и шились чулки, обувь, перчатки, шляпы, парики; камзолы и платья украшались золотым и серебряным шитьем. Немалого труда стоило подобрать необходимые аксессуары для завершения образа: броши, кольца, серьги.
Получились очень сложные вещи, процессом создания близкие настоящим кутюрным изделиям Домов высокой моды. Работа была оценена зрителями по достоинству. И сегодня, спустя несколько лет, спектакль идет с большим успехом. В качестве примера приведу несколько цитат:
«Был на спектакле! Яркое, запоминающееся зрелище! От костюмов просто не оторвать глаз. Декорации замечательные. Очень понравились молодые актёры…»
«Замечательный спектакль получился! И не только благодаря Дюма-отцу…Отличная режиссёрская постановка, замечательное сценическое решение декораций, исторически выверенные изящно-шикарные костюмы и, конечно же, актёры…»
«В спектакле продумано всё. Звучит дивная музыка, на сцене - красивые и элегантные декорации… Роскошные, яркие костюмы В.М.Зайцева великолепно отражают историческую эпоху XVII века и изящество французского двора…».
И так далее, и так далее.
Какое счастье, что в наше время еще можно увидеть такую тонкую, грамотную, искусную, роскошную и по-настоящему сделанную работу! Браво традициям театрального искусства! Браво, Маэстро Зайцев!
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.