Найти тему
КультЪ - турне

Браво, Маэстро! Кутюр на сцене Малого

Премьера спектакля "Молодость Людовика XIV", Малый театр, 2015 год. Фотография из книги "Мода. Мой дом" (В.М.Зайцев)
Премьера спектакля "Молодость Людовика XIV", Малый театр, 2015 год. Фотография из книги "Мода. Мой дом" (В.М.Зайцев)

До появления первого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта, портные по сложившейся традиции в основном шли на поводу у заказчика. Ворт первым предложил свою концепцию костюма: демонстрировал готовые коллекции, предлагая дамам выбирать из уже созданных им моделей. Свой модный дом Ворт открыл в Париже в 1858 году. Теперь и другие художники, или кутюрье, стали регулярно демонстрировать свои коллекции, тем самым заявляя модные тенденции сезона.

Конечно, мода спускается сверху, и по традиции именно высшая аристократия, имеющая возможность одеваться у лучших из лучших, задавала тон. Но главными распространителями моды в обществе всё-таки стали актрисы. Когда-то забота о театральном гардеробе лежала полностью на плечах актеров и их портных. Они совместно создавали образ, а зрительницы приходили в театр в том числе и за тем, чтобы посмотреть, во что одеты примы.

Сцена постепенно стала выполнять роль подиума. Заметили это и директора театров, антрепренёры, режиссеры. Они стали заказывать туалеты для героинь у самых знаменитых портных, тем самым привлекая дополнительное внимание публики. Например, на афишах театра Корша значилось: «Туалеты от мадам Войткевич». А уж кто-кто, а Корш - самый успешный хозяин антрепризы, продержавшейся на театральном Олимпе более 30 лет, - точно знал, что делал. Имя Татьяны Степановны Войткевич в конце XIX века гремело. Её мастерская в центре Москвы была знакома всем театральным деятелям, а также всем модным дамам. Сама Татьяна Степановна, любя бескорыстно театр и актёров, иногда могла одевать их и бесплатно. Впрочем, эти потери для неё были восполнимы: после премьер модницы записывались в очередь на прием к Мадам Войткевич, «чтоб заказать такой же туалет, как был на Марье Николавне (имеется ввиду Ермолова) в IV акте».

Надежда Петровна Ламанова, которой суждено было стать царицей русской моды, начинала свою карьеру закройщицы именно в ателье Войткевич. Это были её «первые университеты»: знакомство с самыми знаменитыми и состоятельными заказчицами Москвы, первое соприкосновение с театральным закулисьем старой столицы. Судьба на всю жизнь свяжет её с театром. Своё сотрудничество с Ламановой Станиславский начнет в 1901 году, заказав туалеты для спектакля по пьесе В.И.Немировича «В мечтах». Константин Сергеевич Станиславский писал о Надежде Петровне, как о «незаменимом, талантливом и почти единственном специалисте в области знаний и создания костюма». Он называл её «Шаляпиным от костюма».

И сегодня, когда в театрах есть свои мастерские, в штате значатся художники по костюму, иногда режиссёры привлекают к своим проектам знаменитых модельеров. Нет-нет, да случаются такого рода праздники для публики.

Пожалуй, самым «кутюрным» сегодня спектаклем Москвы является «Молодость Людовика XIV», поставленный по произведению Александра Дюма-отца в Малом театре. Юрий Мефодиевич Соломин, режиссер спектакля, привлек к работе Вячеслава Михайловича Зайцева.

Зайцев с театром давно. Впервые его пригласили ещё в 1960 году в Театр Сатиры для создания костюмов к «Женитьбе Фигаро». Валентин Николаевич Плучек, представляя его актерам, сказал: «Я привёл вам гениального художника. Молчите и слушайте, что он будет вам говорить». В спектакле играли талантливые актёры: и Вера Васильева, и Александр Ширвиндт, и Андрей Миронов. Костюмы были выдержаны в стиле рококо. Декорации делал очень талантливый художник Валерий Левенталь. Спектакль «Женитьбе Фигаро» получился изящным, светлым, невероятно красивым. Вячеслав Михайлович и по сей день считает ту свою работу самой удачной, а зрители, кажется, и не представляют этот спектакль с другими костюмами.

Зайцев в интерьере своего дома, 2014 год. Фотография из книги "Мода. Мой дом" (В.М.Зайцев)
Зайцев в интерьере своего дома, 2014 год. Фотография из книги "Мода. Мой дом" (В.М.Зайцев)

С тех пор художник успел поработать над огромным количеством спектаклей в таких театрах, как Театр Сатиры, МХТ имени Чехова, «Современник», Малый театра, Театр имени Вахтангова, Театр «Ромэн».

Зайцев: «Все пять лет учебы в институте очень много времени проводил в библиотеке, пропуская через свои руки, глаза и голову тысячи рисунков, тысячи костюмов. И это мне очень помогло. Сначала я всегда вживался в эпоху и представлял себя художником того времени: какими бы я сделал костюмы для своих современников? И театральные костюмы у меня получались настоящими - никакой бутафории. В этих костюмах можно было жить».

Художественный руководитель Малого театра привлёк к работе Вячеслава Михайловича в 2014 году. Малый театр сегодня является хранителем русской театральной школы. Театр вкладывает в создание спектаклей немалые средства, поэтому всё здесь по-настоящему, и костюмы готовятся самым тщательным образом.

В начале работы режиссёр рассказывает о своем замысле, о подходе к воплощению литературного произведения на сцене и о том, какие идеи он хочет донести до зрителей. Это и есть генеральная линия постановки, которой будет подчинено всё. Художник по костюмам разрабатывает образ каждого действующего лица пьесы - от одежды, обуви, головных уборов до прически и аксессуаров.

Каждой мелочи, каждой детали, раскрывающей характер персонажа, должно быть отведено место в костюме. Для художника время подбора художественного материала, обдумывание образов и создания эскизов - очень напряженный период. Ведь у театрального костюма свои законы.

Спектакль «Молодость Людовика XIV» погружает зрителя во времена, когда самый известный правитель Франции - Король-Солнце - был молод, влюблен и им овладевали страсть к жизни, жажда балов, охоты и флирта. Это французский двор эпохи раннего барокко.

Помощник Зайцева по этой работе, его ученица Юлия Попова написала: «Готовясь к работе, Вячеслав Михайлович всегда перечитывает произведение, лежащее в основе пьесы, просматривает соответствующий пласт исторического материала. Поэтому в спектакле всё так тонко настроено: первые лица государства одеты с невероятным вкусом и роскошью, а второстепенные персонажи более консервативны и одеты в духе предыдущей эпохи… Спектакль получился невероятно правдивым, живым».

Сначала художник для каждого персонажа определил свой цвет, и уже в его оттенках начал создавать костюмы - от шляпы до обуви. Им были отсмотрены огромное количество вариантов тканей и кружева, невероятные горы перьев и страз. Ткани, чтобы добиться требуемого оттенка, перекрашивались, их фактуры изменялись или создавались новые. Отдельно красились и шились чулки, обувь, перчатки, шляпы, парики; камзолы и платья украшались золотым и серебряным шитьем. Немалого труда стоило подобрать необходимые аксессуары для завершения образа: броши, кольца, серьги.

Получились очень сложные вещи, процессом создания близкие настоящим кутюрным изделиям Домов высокой моды. Работа была оценена зрителями по достоинству. И сегодня, спустя несколько лет, спектакль идет с большим успехом. В качестве примера приведу несколько цитат:

«Был на спектакле! Яркое, запоминающееся зрелище! От костюмов просто не оторвать глаз. Декорации замечательные. Очень понравились молодые актёры…»

«Замечательный спектакль получился! И не только благодаря Дюма-отцу…Отличная режиссёрская постановка, замечательное сценическое решение декораций, исторически выверенные изящно-шикарные костюмы и, конечно же, актёры…»

«В спектакле продумано всё. Звучит дивная музыка, на сцене - красивые и элегантные декорации… Роскошные, яркие костюмы В.М.Зайцева великолепно отражают историческую эпоху XVII века и изящество французского двора…».

И так далее, и так далее.

Какое счастье, что в наше время еще можно увидеть такую тонкую, грамотную, искусную, роскошную и по-настоящему сделанную работу! Браво традициям театрального искусства! Браво, Маэстро Зайцев!

P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.