Российская нефть из крупного порта Приморск продается по цене в два раза ниже мировых и в полтора раза ниже ценового потолка, который установили страны Запада. Это связано с удаленностью порта от основных покупателей российского ресурса в Азии. Чем это грозит курсу рубля и бюджету страны — разбирался «Ямал-Медиа».
Цены в два раза ниже мировых
Агентство Bloomberg сообщило, что для успешных поставок в Китай России приходится продавать нефть с большим дисконтом. 6 января нефть марки Urals торговалась в порту Приморск по 37,8 доллара за баррель, тогда как мировой эталон Brent в этот же день стоил 78,5 доллара за баррель.
Для сравнения: в декабре 2022 года средняя цена на Urals составляла 50,47 доллара за баррель, а годом ранее — 72,71 доллара. Агентство не исключило, что резкое падение стоимости нефти из-за санкций может привести к тому, что российские власти пойдут на сокращение добычи.
Напомним, что с 5 декабря страны ЕС запретили покупку российской танкерной нефти. Также заработал потолок цен в 60 долларов за баррель, который поддержали страны G7 и Австралия. Страны не страхуют поставки в третьи страны, если стоимость нефти превышает лимит, и практически не покупают топливо.
Фото: Maria Lupan/Unsplash
Почему падает стоимость российской нефти
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с «Ямал-Медиа» обратил внимание, что в материале Bloomberg речь идет не обо всей российской нефти, а только о марке Urals, которая торгуется в порту Приморск. Эта гавань находится вблизи от границы с Финляндией и максимально удалена от восточных покупателей российской нефти.
Нефть марки Urals является самым массовым экспортным сортом, который преимущественно отправлялся на западном направлении, в Европу. Эмбарго в основном затронуло как раз эту марку.
Александр Фроловзаместитель генерального директора Института национальной энергетики
Но далеко не вся нефть торгуется по таким ценам. Например, ESPO, которая транспортируется по нефтепроводу в Восточной Сибири, продается заметно выше 60 долларов.
«Говоря про нефть марки Urals, мы, безусловно, имеем дело с последствиями эмбарго. А вернее, запрета на транспортировку российской нефти, который сопровождает эмбарго», — сказал Фролов.
Учитывая, что до 90% мирового рынка занимают западные компании, обеспечивающие морские перевозки, этот запрет сказывается на возможностях России перебрасывать нефть марки Urals на восточное направление, добавил специалист.
Проблема с нашим дисконтом связана с платой за риск при морских перевозках. Чем больше удаление от наших покупателей на Востоке, тем больше этот дисконт.
Александр Фроловзаместитель генерального директора Института национальной энергетики
Фото: JF Martin/Unsplash
Что будет дальше
Фролов уточнил, что, помимо эмбарго и запрета на морскую транспортировку, влияние на цену российской нефти оказывает ряд других факторов. Например, падение цен на эталонные сорта, в том числе Brent, которые декабре и начале января торговались относительно дешево.
Важны не цены на отдельные партии, поставленные с отдельно взятых точек, а среднемесячные значения за налоговый период. Они влияют на налог на добычу полезных ископаемых на нефть, который является основным нефтегазовым налогом, собираемым в нашей стране. Если это значение будет сильно отставать от прогнозных значений на протяжении нескольких месяцев, правительство и Центробанк могут предпринять ряд мер для корректировки этих значений.
Александр Фроловзаместитель генерального директора Института национальной энергетики
Низкие цены в отдельном периоде — не приговор, уточнил Фролов. Стоимость будет зависеть от баланса спроса и предложения, динамики потребления черного золота в мире.
«Если Китай будет последовательно наращивать спрос на нефть, что уже происходит, то при текущем предложении цены могут пойти вверх. Вопрос, на который пока нет ответа, — это поведение Соединенных Штатов и возможность дальнейших интервенций на рынке для сдерживания цен», — сказал Фролов.
Кроме того, на стоимость российской нефти будет влиять успешность перестройки логистики. Тут стоит готовиться к сложностям: перестроить логистические цепочки быстро, очевидно, не получится.
«В то же время эти проблемы будут влиять на низкую динамику роста предложения, что может благоприятно повлиять на рост цен на нефть вообще«, — подытожил Фролов.
По итогам минувшего 2022 года Россия увеличила добычу нефти на 2%, почти до 535 миллионов тонн. Практически все крупнейшие нефтекомпании страны нарастили объемы производства топлива.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».