Выбор естественной горки
Первое и самое важное: горка ни в коем случае не должна пересекаться с проезжей частью, даже если машины там ездят пару раз в день. Не стоит испытывать удачу, когда в гипотетическом противостоянии сходятся человек, несущийся с горки, и механическая громадина весом в тонну, шансы на спасение минимальны. В идеале, съезд с горки должен быть обособлен от дороги, тротуаров, деревьев и заборов.
Идеальная форма — это прямая, не слишком крутая горка без резких изгибов (а если таковые имеются — без высоких стенок, так как есть высокая вероятность подлететь на них, как на трамплине, и неудачно приземлиться.
Проверьте состояние поверхности перед катанием. Горка должна быть укатанной, но не разбитой: совсем немного песка или земли, камень или ямка, кочка и трамплин — это огромный риск получить травму. Не стоит апеллировать к старшим поколениям, которые «катались где придётся — и ничего». Это классическая «ошибка выжившего»: на каждые несколько нормальных случаев есть один травмирующий или даже смертельный.
Если у горки есть отдельный подъём в виде ступенек сбоку от спуска — это великолепно. Разделённый спуск и подъём — это всегда плюс. А если катаетесь с детьми, желательно выбирать горки, где не слишком много народу: ребёнок попросту не успеет уйти с трассы до того, как следующий на спуске снесёт его с ног.
Как соорудить горку самостоятельно
Если в местности достаточно снега и есть свободное место во дворе или на пустыре, но нет склона, не беда — можно на ровной поверхности соорудить горку своими руками. У такого варианта много преимуществ, начиная от доступности и заканчивая гарантией, что нигде не окажется предательски лежащего камушка или ямки. Потребуется снегоуборочная лопата (или лопаты, если «строителей» несколько), веник, швабра и тряпка, лейка и вода. Опционально также могут пригодиться пара досок и строительный шпатель. Не забудьте о тёплых перчатках: обмороженные руки вам благодарности не выпишут.
Выбирая место для сооружения горки, убедитесь, что оно находится в стороне от проезжей части, тротуаров, столбов, деревьев и заборов. Чем выше планируется горка, тем длиннее должен быть плавный спуск. Но лучше не делать её выше 2,5 метров. Идеальный угол наклона — 20–30°, ширина 80-120 см. При этом нужно будет вылепить бортики не меньше 30 см, чтобы не вылетать с трассы.
Прямая горка — это скучно, поэтому можно сделать несколько плавных поворотов по всей траектории движения. С их помощью, кстати, при необходимости можно обогнуть естественные препятствия, если они есть.
Чтобы не перекидывать горы снега, проще всего делать горку так: сперва накатать несколько снежных шаров разного размера, установить их от большего к меньшему, между ними накидать снега лопатой, утрамбовывая каждый слой. Идеальная температура для сооружения — от –3 до +1 градусов, в таком случае снег будет хорошо лепиться. Также в качестве основы можно использовать, например, доски, поддоны или старые шины, но в таком случае облепливать основание снегом нужно ещё тщательнее.
Спуск нужно выровнять и хорошо утрамбовать с помощью лопаты. Все впадины нужно заделывать снегом и утрамбовывать, неровности удалить шпателем. На старте, где вершина горки, нужно оборудовать ровную площадку примерно метр на метр, вокруг неё соорудить бортики 40-50 см, а с другой стороны вылепить ступени — их удобно делать с помощью двух досок.
Готовую горку нужно залить холодной водой из лейки, сразу же по ходу залепливая возникающие ямки мокрым снегом и заливая ещё раз. Делать это нужно дважды и исключительно в мороз, иначе горка просто развалится. Первый залив следует производить вечером, чтобы за ночь горка хорошо промёрзла, второй — на следующий день.
Другой вариант — горячая вода и швабра с тряпкой. Вода льётся на тряпку, которую затем нужно аккуратно двигать вниз по скату.
Как выбрать ватрушку
«Ватрушка», или тюбинг — это надувной резиновый круг для катания со снежных горок. Здесь мы должны предупредить, что тюбинг — достаточно опасная штука: за счёт гладкого дна он очень быстро набирает высокую скорость, управлять им практически невозможно, а любое столкновение — гарантия того, что наездник вылетит из «ватрушки» и впечатается в препятствие. Поэтому кататься на тюбинге не следует по крутым склонам, а также нельзя спускать с них маленьких детей. В остальном же катание на «ватрушке» — это весело, главное, не забывать об опасности.
Тюбинг состоит из резиновой камеры (она выглядит, как автомобильная) и защитного чехла. На нём обычно есть ручки и буксировочный трос. Есть бескамерные тюбинги, но они значительно проигрывают в прочности.
«Ватрушки» бывают одно-, двух- и трёхместными. На последних, безусловно, кататься куда веселее, но лучше отдавать предпочтение одноместным — это безопаснее. Также «ватрушки» различаются по форме: круглые — манёвренные, треугольные — более устойчивые, как и овальные.
Выбирать тюбинг нужно по нескольким критериям. Во-первых, с учётом роста будущего наездника: размер «ватрушки» не должен мешать посадке и высадке, ноги при езде не должны доставать до пола. Во-вторых, материал: надёжнее всего тюбинги из ПВХ, другие, пожалуй, и не стоит рассматривать. Армированный ПВХ — идеальный вариант, если же таких нет, выбирайте изделие с наибольшей плотностью материала.
На что ещё обращать внимание: ручки должны быть прочно прикреплены, а камера — равномерно надуваться. Если есть молнии на чехле, обязательно должна быть защитная планкой (как на брючной ширинке).
Хранить тюбинг следует в сдутом состоянии, перевозить — в чуть спущенном, так как после мороза воздух в камере расширяется, и, будучи чрезмерно накачанной, она может лопнуть или покрыться буграми.
Как выбрать санки
Отдавайте предпочтение лёгким моделям, они однозначно выигрывают у роскошных, но тяжёлых саней. При этом на пластиковые даже не смотрите — на морозе и без того не самый надёжный материал станет предельно хрупким. Идеальный вариант — металлические, алюминиевые санки.
Чтобы сани хорошо скользили, полозья должны быть узкими. Чем больше площадь соприкосновения с поверхностью, тем тяжелее они будут ехать.
Выбирая санки для ребёнка, позаботьтесь о том, чтобы на них было удобное сиденье. Опять же, не стоит вспоминать дедушек и бабушек, у которых сани были одним мощным массажёром для копчика — времена сейчас другие. То же касается ремня безопасности, но это уже не для катания с горок, а во избежание «побега» ребёнка из санок на ходу, пока вы его катите.
И ещё: не стоит недооценивать выдвижные колёсики у саней. Да, опция кажется скорее лишней, но вы будете невероятно благодарны её наличию, когда, таща ребёнка за собой по замерзшему тротуару, внезапно увидите перед собой асфальт.