Найти тему

Правительство РФ разработало долгосрочный план развития рынка металлопереработки

Металлическая адаптация В конце декабря премьер Михаил Мишустин провел оперативное совещание, на котором были рассмотрены ключевые параметры стратегии развития металлургии до 2030 года. Глава Минпромторга Денис Мантуров в своем выступлении отметил, что стратегия по развитию металлургической промышленности нацелена на быст­рую адаптацию отрасли к новым условиям «с возвращением в режим роста» не позднее 2024 года. «Для этого нам критически важно обеспечить технологический суверенитет в части сложного оборудования для выплавки стали и производства проката, — подчеркнул Денис Мантуров. — Параллельно продолжим поддержку разработки новых месторождений и технологий обогащения по критически важным позициям. Прежде всего по марганцевым, хромовым, цинковым, литиевым рудам, а также по глиноземам». Еще одна задача — расширение внутреннего спроса на металлургическую продукцию. Особое внимание будет уделено активизации возможностей металлургии с потребностью в металлоемких секторах экономики: строительном и транспортном, ТЭК, гражданском машиностроении и ОПК. В том числе разработан план мероприятий по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе, реализация которого обеспечит перевод на эту технологию до 30 % массового жилищного строительства. #INJECT_1# Всего в стратегии обозначены перспективные проекты по двадцати технологическим направлениям. В этом списке автопром, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение, медицинская промышленность, водородная энергетика и аэрокосмическая индустрия. Еще одно направление стратегии — переориентация экспорта. Для этого в рамках профильного национального проекта будут предусмотрены меры поддержки логистики. «В результате по готовому прокату черных металлов к 2030 году мы рассчитываем на рост производства на 33 %, а по цветной металлургии основной акцент делаем на увеличение потребления на внут­реннем рынке. Целевой ориентир к 2030 году — плюс 28 %, во многом за счет увеличения доли продукции высоких переделов», — уточнил Денис Мантуров. В то же время коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о введении антидемпинговой пошлины в отношении стальных клиновых задвижек для трубопроводов из Китая, которые поставляются по заниженным ценам. На территории РФ производится широкая линейка продукции арматуростроения, соответственно, принятие такого решения позволит увеличить загрузку арматуростроительной отрасли и обеспечить конкурентоспособность российской продукции. Успех — дело времени? Стратегии и планы на 2030 год дело хорошее, но в нынешних условиях важнее то, что происходит сейчас. На данный момент отток с российского рынка многих зарубежных поставщиков трубопроводной арматуры грозит серьезными проблемами. Чтобы этого не случилось, ведется поэтапная политика импортозамещения. На первом этапе предполагается временный переход на поставки судовой арматуры из Китая и Турции. На втором — организация производства такого оборудования на отечественных предприятиях. Достаточно успешно в этом направлении работает центр компетенций отечественного арматуростроения — петербургский машиностроительный завод «Армалит», который занимается арматурой уже 140 лет. Долгое время производство предприятия было ориентировано на ОПК, однако в последнее время оно активно осваивает и гражданский сектор экономики, уделяя особое внимание инновационным разработкам. Продукция востребована не только в судостроении, но и в атомной, нефтегазохимической и других отраслях промышленности. К примеру, эксплуатация инновационных интеллектуальных электроприводов завода успешно эксплуатируется на объектах ГУП «Водоканал СПб» и атомном ледоколе «Вайгач» ФГУП «Атомфлот». Предприятие поставляет арматуру для судов-краболовов, которые строятся на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе. Также петербургской арматурой оснащается серия пассажирских скоростных катамаранов, строящихся на Средне-Невском судостроительном заводе. Катамараны предназначены для эксплуатации на водном маршруте, соединяющем центр Петербурга с музейно-историческим парком «Остров фортов» в Кронштадте. По условиям контракта, передача заказчику первой пары судов запланирована на начало навигации 2023 года. «Сегодня в нашей стране интерес к теме отечественного производства арматуры, электроприводов, а также смежных направлений вырос в разы, — отмечает главный конструктор — руководитель управления по электрооборудованию «Армалита» Людмила Епифанова. — Прежде всего это связано с уходом зарубежных производителей и поставщиков. Тем не менее именно эти реалии дали шанс отрасли развивать внутренний рынок. Уходящий год для нашего предприятия оказался непростым, но в будущее мы смотрим уверенно и с оптимизмом. Из-за санкций и вектора на импортозамещение заказов стало на порядок больше. На предприятии существенно увеличилось производство специализированной арматуры для судов, машиностроительных предприятий. К судостроению прибавилась атомная промышленность. Появилось много обращений по электрооборудованию. Мы начали работать с оборудованием для ЖКХ. На данный момент наш портфель заказов наполнен, производственные мощности загружены по 2025 год включительно». Что касается самого производства, то вызванные санкциями проб­лемы решаемы. «Металлическое сырье, с которым мы работаем, отечественное. Были проблемы с комплектацией электронно-компонентной базы. Но мы наладили поставки необходимых элементов посредством параллельного импорта, — отмечает Людмила Епифанова. — Кроме того, сейчас активно развивается отечественное производство элементной базы. Предприятия в Воронеже и Зеленогорске работали в этом направлении и раньше, но не хватало инвестиций. Качество отечественной продукции нас устраивает. Однако по цене она пока дороже импортных аналогов и сроки исполнения дольше. Но это вопрос времени». Важно, что парк оборудования завода оснащен современными импортными станками, закупка которых, несмотря на санкции, будет продолжаться и дальше. Оказалось, что сегодня это сделать проще, чем найти квалифицированных специалистов. «К сожалению, специализированные учебные заведения не учат проектировать и конструировать двигатели, которые сейчас требует рынок, — констатирует Людмила Епифанова. — В результате нам приходится готовить кадры своими силами. В феврале 2022 года завод получил лицензию на осуществление образовательной деятель­ности, в том числе на обучение операторов станков с числовым программным управлением». Ставка на атом и авиацию С оптимизмом в будущее смотрит и коллектив Царскосельского металлообрабатывающего завода. «Сырье, которое мы используем в производстве, отечественное. Радует, что оно в прошлом году стало дешевле, — рассказал гендиректор предприятия Сергей Васильев. — Что касается компонентной базы, в том числе для станков с ЧПУ, то никто не скрывает, что она в основном импортная. Не исключено, что из‑за санкций сейчас какие‑­то виды отраслей просядут. Поэтому нам надо бросить все силы на импортозамещение именно в этом сегменте. Но при этом стоит учитывать, что сначала придется импортозамещать устаревающие технологии, так как они находятся в постоянном развитии. Это неэффективно. В этом плане логичнее не догонять, а создавать новые собственные разработки». По мнению Васильева, сейчас как никогда важно популяризировать российское производство и продвигать лозунг «Покупай русское!». Для этого надо знать, что на нашем рынке уже есть. Необходимо создание единой базы данных, которая бы определяла потребности и возможности рынка. С этой точки зрения «Северсталь» как нельзя кстати разработала первую в стране цифровую платформу по продаже металлопроката «Платферрум». Этот ресурс ориентирован на производителей стальной продукции, поставщиков сервиса по металлообработке, а также провайдеров финансовых и логистических услуг, трейдеров и представителей малого и среднего бизнеса. Задача ресурса упростить куплю-продажу продукции без потери качества и гарантировать высокий уровень кооперации между сторонами, что позволит стабилизировать рынок и обеспечить его прозрачность. «Когда отрасль в ответ на санкции начала мобилизоваться, выяснилось, что у нас много компаний, которые производят необходимую качественную продукцию. К примеру, одна из таких компаний до недавнего времени успешно выполняла заказы корпорации Boeing, — рассказывает Васильев. — Другое дело, когда все дружно начали звонить в такие компании, то производители поняли, что с таким потоком заказов не справятся. Их инфраструктура не готова обслуживать полстраны. Руководитель одной из таких компаний по производству инструментов для металлообработки справедливо заметил, что, когда они раньше искали заказчиков, на них никто не обращал внимания и тем самым не давал шанса на развитие». Металлообрабатывающий завод в Царском Селе производит нестандартные изделия. Чтобы быть в тренде, его специалисты внимательно следят за ситуацией на рынке. «Сейчас активно развивается атомная промышленность, и мы работаем в этом направлении. В перспективе планируем работать в не менее актуальной на сегодняшней день сфере — авиационной промышленности. Потребности у отечественного рынка в этой области сейчас будут выше, чем могут обеспечить производители», — уточнил эксперт. Еще одно необходимое условие развития отечественной промышленности — возможность производства собственных пресс-форм. По данным петербургской компании «Промстройметалл», которая как раз этим занимается, на сегодняшний день большая часть пресс-форм, используемых на российском рынке, импортного производства. Основные поставщики — компании из Германии, Испании, Португалии, Чехии, Польши и, конечно, Китая. Продукция европейского производства более качественная, но дороже китайских и отечественных аналогов. При этом в Китае пресс-формы для литья изготавливают максимум полтора месяца. В России это происходит дольше по причине отсутствия необходимой производственной инфраструктуры. Но сейчас российские производители пресс-форм постепенно наращивает обороты. С точки зрения качества российская продукция не уступает европейской, а по цене незначительно отличается от китайских изделий. Надежда на будущее Анализируя нынешнюю ситуацию на рынке и прогнозируя перспективы отрасли, стоит напомнить, что осенью прошлого года отдельные российские металлургические компании работали с отрицательной рентабельностью. Загрузка мощностей на предприятиях снизилась с 93 до 80 % из‑за падения экспорта и снижения внутреннего потребления. Тем не менее, по прогнозам Минпромторга, экспорт металлургической продукции российских производителей и спрос на нее внутри страны вернутся на уровень 2019 – 2020 годов к 2030 году. До 2024 – 2025 года предполагается адаптационный период, а до 2030 года — восстановительный. Предполагается, что на первом этапе будут реализованы меры противодействия санкциям. На втором будут созданы новые объекты инфраструктуры, в том числе для транспортировки российских энергоресурсов на новые рынки.