Найти тему

10 причин не работать в розничной торговле.

Оглавление

Freestock.com
Freestock.com

По данным последних исследований в розничной торговле занято от 11 до 13 миллионов россиян, что составляет примерно 16% работающего населения страны. По этому показателю отрасль в последние годы занимает лидирующую позицию.

Отечественные и иностранные сетевые гиганты в быстрые сроки заменили картонку с земли на чистый коврик, а тетрадка "под запись" и вовсе канула в Лету. Количество сетей и торговых марок росло, а вместе с ним и количество рабочих мест. На сайтах по поиску работы сотни вакансий. Начиная с тех, что с пометкой "без опыта". Заканчивая теми, что пугают количеством нулей в графе заработная плата.

Миллионы россиян получили возможность заработка и развития. Но всё ли так красиво, как на ярком буклете о поиске сотрудников? Так ли дружна команда, или в ней каждый сам за себя? И стоит ли бросать учебу ради перспектив карьерного роста?

В этой статье я разберу 10 причин, по которым не стоит идти работать в ритейл.

Итак, начнём!

1. "Вы здесь обслуга. Вас завтра уволят."(c)

Такую фразу слышал любой стажер, доработавший до обеденного перерыва. Сознание российского потребителя за несколько десятков лет совершило скачок из подземелья в космос. Еще недавно, в виду отсутствия конкуренции и дефицита, работал принцип "продавец всегда прав", что тоже ужасно. Сегодня же, горячие линии контроля качества и изобилие выбора в любом сегменте, дают покупателю возможность отыграться за прошлые обиды. Нет, я не хочу сказать что сервис это плохо, наоборот. И да, в магазинах часто работают хамы. Но, возможность раздуть до масштаба вселенной чувство собственной значимости, и самоутвердиться за счет сотрудника- опции бесплатные , в отличии от платного пакета.

2. Команда. Семья. Секта.

Взглянув на радостные лица сотрудников с информационного буклета о поиске персонала, можно подумать, что они выиграли миллион долларов. Да и атмосфера в коллективе видимо такая, что уходить домой с работы не захочется. В рамках магазина, действительно часто можно попасть в хороший дружный коллектив, всё зависит от управленца. Но вот на уровне вышестоящего руководства, как коммерческого, так и любого другого, о декларируемых ценностях и принципах видимо не слышали. Сотрудники- штатные единицы, номера в 1С ЗУП, не более. Корпоративные ценности- пустой звук. Полное несоответствие заявленного, реальному положению дел. Особенным видом извращения являются корпоративные мантры/ гимны. Кто-то в HR отделе видимо перечитал о крепостных театрах, либо является членом действующей секты.

3. Шоплифтинг. За всё заплатит этот господин.

Наверное самый неприятный момент в работе. Сколько бы воришки не утешали свою совесть легендой о заложенных в наценку кражах - это не так! Договор о коллективной мат. ответственности, регулярные ревизии и как итог- регулярные вычеты из заработной платы. Можно долго спорить о юридических аспектах вычетов, но факт остается фактом. За новые Nike или банку NESCAFE заплатит условная Галя, и отмену уже не сделать...

4. Неоплачиваемые переработки. Они же- неразвитый тайм-менеджмент.

Как налить в трехлитровую банку 5 литров воды? Никак. Но вот в плане поставленных задач это работает иначе. Двухдневная регламентная нагрузка выполняется за один день. Как? Восьмичасовой рабочий день легким движением руки превращается в двенадцатичасовой. Действительно, неопытные менеджеры сами грешат тем, что не делегируют задачи и стараются всё сделать сами. Однако, с развитием этого навыка, задачи имеют свойство пропорционально расти. Не успел? Твои проблемы! Сиди хоть сутками на работе, но не вздумай поставить переработку в табель.

5. Кто если не мы? Работа в праздники.

Посещая Европу, наибольшее удивление у меня вызывали закрытые магазины и кафе в пиковые часы продаж и даже на целые выходные. Европейские ценности. А вот в России, работая в торговле, даже на высоких должностях, можно забыть про семейные праздники и прочие стереотипы, навязанные нам западом. Мы работаем, пока другие отдыхают. И да, праздничные дни чаще всего не оплачиваются в двойном размере.

6. Хорошо смеется тот, кто смеется с начальником.

- А где не так? Спросит любой, кто не работает на себя. И от части будет прав. Только вряд ли вы найдете отрасль, с таким количеством ступеней развития. Зачастую одних навыков мало для продвижения по карьерной лестнице. Начальство ценит лояльность и, ну это, вы поняли. Так что если для вас лицемерие это табу- не идите в ритейл, оставьте это тем, для кого это норма жизни. Либо будьте готовы к тому, что свой путь до ожидаемой должности вы пройдете слегка дольше.

7. Какой СОУТ? Вы это шахтерам расскажите, нытики!

Условия труда- отдельная тема. Даже в новых ТЦ бывает нулевая вентиляция, про старые моллы, переделанные из фабрик и заводов я вообще молчу. Прибавить к этому экономию компаний на площади служебных помещений, и получится отличный коктейль. Столовая, она же раздевалка, она же подсобка, она же склад- это база. И на всё это выделено 5 кв. метров. В тесноте, да не в обиде.

8. Ординарность.

Тату? Сидел что ли?

- Нет.

Серьга в ухе? Пират или ...?

- Да, корабль на парковке пришвартовал.

К счастью эти стереотипы пусть медленно, но уходят как из ритейла так и из общества. Многие бренды наоборот ценят индивидуальность и яркую внешность. Однако 90% компаний предпочитают консервативный подход.

9. Работа не по профессии.

За 13 лет мне довелось поработать с сотнями разных людей. Сколько из них имели профильное образование работника торговли? Один. Да, ритейл как паук затягивает всех, от учителей младших классов, до инженеров. Обычно студент третьего курса идет подработать продавцом, а через два года у него стоит выбор. Идти на начальную должность по профессии за символическую оплату, либо оставаться на уже средней, а может и высокой должности в торговле, с соответствующей зарплатой. Выбор за каждым, но вопрос заработка чаще всего берёт верх.

10. Стресс. Эмоциональное выгорание.

Наверняка каждый, кто работал в торговле, вспомнит коллегу, который пришёл в компанию сочным лимоном, а ушёл из неё с дергающимся глазом. В популярных магазинах проходимость в день может превышать тысячи человек, а то и десятки. Все мы от части энергетические вампиры. Кто-то подбодрит словом и улыбкой, а кто-то испортит настроение. Попадая в карьерный водоворот в раннем возрасте, совмещая работу с учебой, человек очень быстро превращается в робота. Но даже роботу нужна зарядка и отдых. Откладывая релакс на потом, люди часто попадают в ловушку из которой выход только один - увольнение.

Естественно, всё написанное выше можно сказать и о других отраслях. Везде есть как плюсы так и минусы. Каждый делает свой выбор исходя из своих обстоятельств. В следующей статье я постараюсь выделить все положительные моменты, которых к слову тоже не мало.