Морозовы — знаменитая династия предпринимателей, крупных промышленников, меценатов и благотворителей Москвы.
Морозовы покупали земли, строили фабрики, развивали торфоразработки, прославились в банковской сфере и законотвочестве, вкладывали ресурсы в развитие социальной инфраструктуры и культуры: больниц, школ, стадионов, музеев и театров, и даже строили новые ветки для ж/д транспорта.
Но обо всем по порядку.
С чего началась история Морозовых?
Известная династия купцов началась с Саввы Васильевича Морозова (1770 – 1860 гг.). Основатель династии был из крепостных крестьян села Зуево Богородского уезда Московской губернии. Своего успеха он добился благодаря трудолюбию и деловой хватке.
Сначала он работал ткачом на фабрике И. Ф. Кононова. После женитьбы, на средства приданого, в 1797 году организовал небольшое шелкоткацкое производство, где работал с женой и сыновьями. Созданные в мастерской шелковые ткани и ажурные ленты, Савва Васильевич продавал в Москве. К 1820 году преобразовал свою мастерскую в мануфактуру с 20 станками, красильней и 40 рабочими.
Доходы позволили предпринимателю вместе с семьей выкупиться у помещика в 1820 году и получить долгожданную свободу. Савва Васильевич положил основание Никольской хлопчатобумажной мануфактуре «С. Морозова сын и Ко».
В семье Саввы было 5 сыновей: Елисей, Захар, Абрам, Иван и Тимофей. Предпринимательская жилка была характерна для многих потомков: семью считают состоящей из нескольких ветвей, представители которых стали известны в текстильном деле и других областях. Дети Саввы Васильевича прославились на всю страну — все, кроме Ивана, которого не интересовало предпринимательство.
Четыре ответвления знаменитого морозовского дела по имени каждого из сыновей:
- Захаровичи (Богородско-Глуховская мануфактура)
- Абрамовичи (Тверская мануфактура)
- Викуловичи (мануфактура в местечке Никольском)
- Тимофеевичи (Никольская мануфактура)
С течением времени Морозовы покупали земли, строили новые фабрики по производству шёлковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, внедряя в производство современные технологии и механизмы. Он закупал оборудование в Англии и наладил выпуск в России хлопчатобумажных тканей.
Первое из предприятий Саввы Васильевича выросло в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», которая находилась в ведении ветви «Тимофеевичей» – потомков его младшего сына, и включала фабрики, обеспечивающие бумагопрядильное, ткацкое, красильно-набивное, аппретурное, отбельное, плисорезное производство. Спустя время эта мануфактура стала лучшей среди текстильных предприятий России.
С именем мануфактуры связана «Морозовская стачка» 1885 года в селе Никольском. Рабочие протестовали против низкого уровня оплаты труда и высоких штрафов за нарушения. Выступление было подавлено, часть участников власти арестовали, однако событие имело положительные для рабочих последствия. Под руководством Саввы Тимофеевича было установлено новое английское оборудование, улучшены условия труда и быт рабочих.
Компания Богородско-Глуховской мануфактуры основана в 1830 году и передана Саввой Васильевичем сыну Захару, давшему жизнь ветви «Захаровичей». Предприятие стало первым в форме товарищества в центральном районе страны. В его состав входили прядильное, ткацкое, красильное, белильное, ниточное производство и торфоразработки.
Старший сын Саввы Морозова – Елисей организовал собственную мануфактуру, которая впоследствии приобрела название «Товарищество мануфактур Морозова Викулы с сыновьями». Викула Елисеевич сыграл важную роль в становлении предприятия и принял бразды правления от отошедшего от дел отца. Его именем называют эту ветвь семейства Морозовых – «Викуловичи».
По управлением «Тверских» Морозовых – потомков Абрама (ещё один сын Саввы Морозова) – находилось предприятие, созданное Тимофеем по просьбе отца. Тверская мануфактура выпускала около 30 видов хлопчатобумажных тканей, которые пользовались неизменным спросом на российских ярмарках, а также отправлялись на экспорт. Руководили производством внуки Саввы Морозова – Абрам и Давид Абрамовичи.
Вокруг морозовских предприятий вырастала социальная инфраструктура: магазины, бани, больницы, школы, богадельни, стадионы. Наследие династии фабрикантов и сегодня можно увидеть на улицах Орехова-Зуева, Ногинска, Железнодорожного и других населенных пунктов рядом с Москвой.
Нравятся публикации канала "Бизнес - это люди?" Тогда подписывайтесь на наш канала, ставьте лайки и оставляйте комментарии
Исследователи отмечают разные причины успеха предприятий династии, среди них:
- активная предпринимательская позиция;
- стремление к механизации труда, ставка на высокий технический уровень производства;
- непрерывная модернизация производственных мощностей;
- отказ от иностранных специалистов и поддержка отечественного образования и привлечение к работе выпускников российских учебных заведений;
- создание лабораторий для соединения теоретической и экспериментальной науки с производством;
- двухступенчатая модель управления, устранившую исключительное авторитарное влияние собственников через привлечение квалифицированных наемных управленческих кадров;
- постепенное осознание социальной ответственности перед персоналом предприятий.
Кроме текстильного производства семья участвовала в деятельности иных институтов. Тимофей Морозов входил в число учредителей Волжско-Камского банка, созданного в 1870 году и занимавшего лидирующую позицию в стране вплоть до конца века. В период 1868 – 1876 годов он также занимал пост председателя Московского биржевого комитета, который сотрудничал с государством в вопросах законотворческой деятельности в сфере торговли и промышленности, регулировал биржевую торговлю, выдавал справки и заключения по торговым делам.
Давид Иванович построил в сторону от основной линии Москва – Владимир железнодорожную ветку, заканчивающуюся стацией «Захарово», названной в честь деда и существующей до сих пор.
Благотворительность и меценатство
Представители семьи много занимались благотворительностью и поддерживали культуру страны. При финансировании Морозовых построены Алексеевская психиатрическая больница, Морозовская детская больница, Раковый институт и другие медицинские учреждения.
При участии «Московского купеческого общества взаимного кредита», в состав учредителей которого входил Т. С. Морозов, финансировались газеты «Москвич» и «Акционер», журнал «Вестник промышленности».
Алексей Викулович Морозов создал Музей фарфора (ныне Музей керамики). Он активно собирал фарфоровые шедевры, целенаправленно коллекционировал предметы именно отечественного фарфора. Ездил в Европу с целью приобрести образцы русского фарфорового ремесла, которые когда-то были вывезены из России.
Иван Абрамович Морозов собирал картины художников-импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея). До Первой мировой войны Иван Морозов успел приобрести около 250 полотен западноевропейской живописи. В настоящее время благодаря увлечению Ивана Морозова мы можем познакомиться с произведениями всемирно признанных гениев, не выезжая из страны. Эксперты оценивают актуальную стоимость картин морозовской коллекции в 5 миллиардов долларов.
Михаил Морозов спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества.
Варвара Алексеевна, супруга Абрама Абрамовича, пожертвовала средства на устройство в 1895 году бесплатной «Тургеневской библиотеки-читальни», поддерживала газету «Русские ведомости», принимала участие в создании технической базы многих образовательных учреждений, например, Императорского технического училища.
Сергей Тимофеевич оказывал помощь художнику Левитану. А также построил Музей кустарных изделий (Музей народного искусства имени Сергея Морозова). Морозов хотел помочь активному развитию народного ремесла в России. Помимо экспозиции Музея промыслов, он построил столярно-резные и отделочные мастерские, создал торговый отдел для закупки и реализации изделий без участия посредников. Сейчас музей входит в состав Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва).
Савва Тимофеевич Морозов в 1898 году курировал создание Художественно-общедоступного театра в Москве, спонсировал строительство МХТ с большим залом на 1200 мест в Камергерском переулке, с 1901 года заведовал финансовой частью театра.
В общей сложности Савва Морозов пожертвовал театру около полумиллиона рублей, что, по подсчётам современных экспертов, составило почти половину состояния предпринимателя. В сложные для страны времена театр, благодаря его стараниям, выжил и прославился своими постановками.
При участии предпринимателя регулярно создавались приюты, богадельни и лечебницы. Морозов регулярно жертвовал средства нуждающимся студентам Московского университета.
"Работаю, значит — существую. Для меня вполне очевидно, что только работа обогащает, расширяет, организует мир и мое сознание...", - Савва Тимофеевич Морозов
Перемены
В начале 20 века состояние семьи Морозовых составило в современном эквиваленте свыше 500 млн. долларов.
Накануне Октябрьской революции в Москве, по подсчетам историков, жило порядка 60 семей потомков Саввы Васильевича.
После октября 1917 года жизнь Морозовых сложилась по-разному: некоторые потомки иммигрировали (Николай Давидович, Сергей Тимофеевич, Петр Арсеньевич и другие), но большинство осталось на Родине, где их ожидало время испытаний и утрат.
Все предприятия Морозовых были национализированы.
Династия Морозовых внесла неоценимый вклад в развитие не только текстильной промышленности страны, но и в культуру дореволюционной России и в то, что мощное купеческое наследие дошло и до нас.
Нравятся публикации канала "Бизнес - это люди?" Тогда подписывайтесь на наш канала, ставьте лайки и оставляйте комментарии
Мы в соц. сетях: