Как распределяются роли в сценарии обеспечения Казахстана подсолнечным маслом: кто – главный злодей, а кто – спасающий всех герой, кто больше вставляет палки в колеса, а кто – послушно подает реплики из-за кулис? Об этом и о минусах поставки на экспорт Казахстаном семечек вместо масла при наличии перерабатывающих мощностей – в интервью с председателем правления ОЮЛ «Национальная Ассоциация переработчиков масличных культур» Ядыкаром Ибрагимовым.
– Ядыкар, действительно, квоты министерства сельского хозяйства РК на вывоз подсолнечного масла действовали до 1 сентября, затем их отменили, и ваша отрасль стала быстро расти?
– Механизм квотирования показал свою эффективность. Министерству удалось обеспечить стабильность цен на внутреннем рынке на подсолнечное масло в течение всего сезона, при том, что с конца февраля 2022 года стоимость масла на мировом рынке взлетела на 59% и с марта по июнь держалась на уровне $2 тыс./тонна. Производство масла в 2022 году выросло более чем в два раза по сравнению с 2021 годом, а валютная выручка, полученная от поставок на экспорт, позволила продавать масло внутри страны по более низким ценам.Однако распределение квот имело нюансы. К примеру, много времени тратилось на выявление и исключение из списка заявителей на получение квоты трейдерских (торговых – Biz.kz.) компаний, которые не являются производителями. Мы госорганам предлагали утвердить список реальных производителей масла, их – около 50 – и далее работать по нему, что ускорило бы выдачу квот.
– То есть министерству нужно было своевременно почистить базу?
– Да, «в точку». В конце июня, когда была задержка с квотами, цены на масло рухнули, и заводы потеряли около $10 млн, так как не успели своевременно законтрактоваться. Мы увидели, что механизм квотирования – максимально ручной. На мировых рынках успешно практикуется его альтернатива – экспортная пошлина.
– Заводы сами поставляют масло и муку на экспорт или это делают специализированные компании, ведь часть логистических цепочек изменилась?
– Сами поставляют, без посредников. У некоторых маслозаводов есть собственные цистерны, у мукомолов – собственные зерновозы, крытые вагоны. Некоторые заводы берут цистерны в аренду в начале сезона и работают по стабильной схеме. Посредников здесь они не включают, чтобы что-то зарабатывать. Поэтому они могут давать лучшую цену по закупу сырья. Логистических экспедиторских компаний в Казахстане – тоже считанное количество: около 20. Они знают запросы маслозаводов.В начале 2021-2022 маркетингового года противники введения квот говорили, что цена закупа на семена подсолнечника не вырастет, заводы договорятся между собой. Однако она выросла – на внутреннем рынке спрос втрое превышает предложение: на 1 млн тонн семян подсолнечника перерабатывающие мощности заводов составляют 3 млн тонн. Все маслозаводы работают «в белую», открыто, они должны оприходовать всё документально.
Продолжение у нас на сайте
#новости #bizkz #тренды #трендыbiz #новостиbiz